Варианты выбора административного центра «Дальстроя»
Варианты выбора административного центра «Дальстроя». Начало промышленного освоения территории нынешней Магаданской области связано с созданием гостреста «Дальстрой», который был особой организацией: с одной стороны, это была государственная хозяйственная организация, с другой – она, по сути, осуществляла функции административной власти на ведомственной территории. В постановлении № 516 Совета труда и обороны от 13 ноября 1931 г. значилось: «…на Дальстрой возлагается: а) разработка недр, с добычей и обработкой всех полезных ископаемых края и б) колонизация района разработок и организация всевозможных предприятий и работ в интересах успешного выполнения первой задачи». Кроме того, «трест получил колоссальное количество льгот и полномочий, далеко выходивших за пределы действовавшего законодательства. Одновременно территория деятельности Дальстроя была выделена в особую административную единицу» (Широков А. И. Формы и методы колонизации Северо-Востока СССР в 1930–1950-е гг. : Дальстрой // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 111).
На раннем этапе освоения территории трестом предполагалось расположение её административного центра не в Магадане, игравшем роль «входных ворот» с моря, но в глубине территории, ближе к основным золотодобывающим районам. На этом настаивал первый руководитель Дальстроя Эдуард Берзин. «Неблагоприятные климатические условия Нагаево-Магаданского района (частые туманы в летний период и холодные, сырые бризы), стремление приблизить административный центр к основным приисковым районам побудили руководство Дальстроя начать поиски места для постройки города. … Таких мест было три: левобережная терраса Колымы при впадении в неё реки Таскан; большой речной остров, расположенный вблизи впадения реки Таскан в Колыму; устьевая часть левобережья реки Дебин… Кроме поисков в бассейне Колымы, мы проводили изыскания в районе 72-го и 47-го километров основной трассы. В конце концов все пришли к выводу …, что нет лучших условий для строительства будущего города, чем в районе 47-го километра основной автодороги, где даже территория позволяла разместить город с населением более 200 тысяч человек, то есть в семь раз больше численности, указанной в задании. Да и природа, и микроклимат в этом регионе были значительно лучшими, чем в Нагаево-Магаданском районе» (Лукин И. И. Первостроители: из истории строительства на Крайнем Северо-Востоке СССР. Магадан, 1986. С. 33, 35). В настоящее время примерно в этом районе (на несколько километров дальше по трассе) находится аэропорт «Сокол», а на 47-м километре – посёлок городского типа Уптар. В итоге обсуждалось два варианта: в районе Таскана и на 47-м километре. «Часть товарищей… поддерживали предложение Э. П. Берзина, аргументировав свою позицию тем, что размещение административного центра в районе Таскана, на острове, позволит использовать реку Колыму для доставки грузов, поступающих Северным морским путем… Э. П. Берзин… в начале своего выступления сообщил присутствующим: "…насколько мне известно, все жители Магадана недовольны туманами, кочующими над нами, и я полностью разделяю это мнение…". … думается, таёжный Город-на-Острове был мечтой Э. П. Берзина – поэта и романтика» (Лукин И. И. Первостроители: из истории строительства на Крайнем Северо-Востоке СССР. С. 36–37, 39). Началось строительство будущего административного центра на острове, несмотря на подверженность острова наводнениям. После расстрела Берзина в 1938 г. строительство продолжено не было.