Удалённое юзабилити-тестирование
Удалённое юзаби́лити-тести́рование (англ. remote usability testing), вид проведения юзабилити-тестирования, при котором оценщики (модераторы, исследователи) отделены от пользователей в пространстве и/или времени (Remote evaluation… 1996).
Базовые сведения
Одним из первых трудов, описывающих процесс удалённого тестирования, стал труд М. Хаммонтри и коллег (1994), в котором они описали метод просмотра экрана пользователя по сети для проведения юзабилити-тестирования интерфейса. Х. Р. Хартсон и коллеги (1996) в своей работе представили исследование ряда методов дистанционной оценки: проведение удалённых интервью через звонки и видеосвязь, удалённое проведение анкет и опросников, а также использование специальных инструментов для проведения удалённых исследований, которые производят запись поведения пользователя без участия модератора.
Виды удалённых юзабилити-тестирований
Указанные методы удалённых юзабилити-исследований можно разделить на две основные группы (What happened ... 2007; Remote testing. 2021): модерируемые (синхронные) и немодерируемые (асинхронные, автоматизированные).
Модерируемые (синхронные) удалённые юзабилити-тестирования, удалённый аналог проведения модерируемого тестирования, в рамках которого модератор связывается с респондентом (чаще всего через Интернет с использованием голосовой или видеосвязи) и общается с ним непосредственно в ходе проведения исследования. Все стороны, участвующие в исследовании, – модераторы, участники и наблюдатели – присутствуют во время его проведения. Наблюдение за поведением респондента может производиться через демонстрацию экрана (когда пользователь позволяет модератору наблюдать за тем, что происходит на его экране, с помощью приложений для связи) или совместное использование (когда модератор предоставляет респонденту доступ к работе с интерфейсом через специальные приложения). Модерируемое тестирование чаще используется для исследования сложного поведения и комплексных задач, т. к. оно позволяет модератору взаимодействовать с пользователем и задавать вопросы для уточнения специфики поведения, мотиваций, возникающих проблем и вопросов.
Немодерируемые (асинхронные, автоматизированные) удалённые юзабилити-тестирования, удалённый вариант проведения немодерируемого тестирования, в рамках которого респондент самостоятельно проходит тестирование без взаимодействия с модератором. Подобные тестирования предполагают, что респондент самостоятельно производит запись своей работы с интерфейсом в ходе выполнения задачи. В последнее время резко возросло количество специальных инструментов, доступных для проведения немодерируемых удалённых тестирований. Подобные инструменты позволяют респондентам просматривать исследуемые веб-сайты или приложения, демонстрируя формулировки задачи и вопросы в виде текста. В ходе тестирования приложения или браузерные веб-надстройки удалённого тестирования записывают экран респондента, его голос (при наличии заданий на вербальный ответ), его текстовые ответы и его поведение (например, путь работы с сайтом, время выполнения задания и др.) (Soucy. 2010). Немодерируемое тестирование используется, когда исследуются простые, короткие и конкретные задачи, т. к. отсутствие модератора зачастую не позволяет получить глубинные данные о мотивах поведения пользователя и его мышлении в процессе взаимодействия с интерфейсом.
Преимущества и ограничения удалённого юзабилити-тестирования
В связи с отделением модератора от респондента исследователи и практики метода выделяют некоторые преимущества и ограничения данного метода по сравнению с классическим очным тестированием (Remote usability evaluation. 2002; Bolt. 2010; Soucy. 2010).
Основные преимущества удалённых тестирований:
отсутствие необходимости в оборудовании лаборатории;
минимизированное влияние лабораторной среды на респондента (участник меньше переживает, находясь в знакомой и комфортной для него обстановке);
зачастую сниженная стоимость проведения;
возможность привлечения респондентов из других стран и регионов.
Основные недостатки и ограничения метода:
риски нарушения конфиденциальности и безопасности данных из-за использования сторонних инструментов при фиксации данных;
ограниченная возможность анализа реакций пользователя;
технические трудности, вызванные технической неопытностью респондентов, нестабильным соединением или качеством используемого программного обеспечения;
невозможность проведения тестирований, требующих специального оборудования или программного обеспечения, недоступного для установки на стороне респондента.