Направления, стили, жанры в театре

Туонг

Туо́нг (tuồng), вьетнамский клас­сический те­атр.

Воз­ник в 11–13 вв. на ос­но­ве те­ат­раль­ных пред­став­ле­ний чо ту­онг и хат кой чан, вклю­чав­ших тан­цы, пе­ние, ак­ро­ба­ти­ку, сце­ны сра­же­ний и т. д. С 1437 г. официальный при­двор­ный те­ат­раль­ный жанр. Сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем китайского клас­сического те­ат­ра. По­сле пе­рио­да упад­ка конца 1920–1940-х гг. в 1950-е гг. воз­ро­дил­ся. Сю­жет, пер­со­на­жи, му­зы­ка, тан­цы и жес­ты, грим и кос­тю­мы свя­за­ны с оп­ре­де­лён­ной сим­во­ли­кой. Основные спо­со­бы вы­ра­же­ния – та­нец и ме­ло­дек­ла­ма­ция, пе­ре­ме­жае­мая разговорной ре­чью и из­ред­ка пе­ни­ем. Ис­поль­зу­ет­ся бо­лее 100 различных мелодий, ка­ж­дая из ко­то­рых сим­во­ли­зи­ру­ет ха­рак­тер то­го или ино­го пер­со­на­жа (например, на­пев бе­зум­ной жен­щи­ны), эмо­цио­наль­ное со­стоя­ние ге­роя (на­пев раз­лу­ки), кон­крет­ную сце­ническую си­туа­цию (на­пев столк­но­ве­ния со­пер­ни­ков). Ор­кестр вы­пол­ня­ет функ­цию свя­зую­ще­го зве­на ме­ж­ду все­ми эле­мен­та­ми пред­став­ле­ния. До 1940-х гг. все ро­ли, вклю­чая жен­ские, ис­пол­ня­ли муж­чи­ны. В даль­ней­шем в спек­так­лях ста­ли уча­ст­во­вать и жен­щи­ны. Ак­тё­ры вы­сту­па­ют в мас­ках, ко­то­рые в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра пер­со­на­жа ок­ра­ше­ны в раз­ные цве­та.

Редакция театра, кино, танца
  • Средневековый театральный жанр