Цифирные школы
Цифи́рные шко́лы, начальные учебные заведения в России 1-й половины 18 в. Их появление связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы, при котором требование грамотности приобретало обязательный характер. Указы 1714–1715 гг. предписывали иметь в каждой губернии цифирные школы с записью в них дворянских недорослей и детей приказных в возрасте 10–15 лет; им запрещалось вступать в брак без «свидетельствования» о прохождении обучения. В 1715 г. цифирные школы были преобразованы во всесословные (за исключением крестьян). Круг учебных дисциплин определялся потребностью в специалистах с техническим образованием: помимо чтения и письма, в школах преподавались арифметика («цифирная мудрость» – отсюда название) и геометрия. Выпускники определялись на гражданскую и военную службу или продолжали образование в профессиональных учебных заведениях столиц (артиллерийские школы и др.). Цифирные школы предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов. Учителя назначались из числа выпускников столичных учебных заведений (главным образом Навигацкой школы). К 1724 г. в России действовали 25 цифирных школ с различным количеством учащихся в каждой (всего свыше 2 тыс. человек). В 1744 г. слиты с гарнизонными школами.