Церковно-учительские школы
Церко́вно-учи́тельские шко́лы, в России педагогические учебные заведения (мужские и женские) для подготовки учителей «начальных училищ всех разрядов», в первую очередь церковно-приходских школ. Начали возникать во 2-й половине 19 в. В 1902 г. было утверждено Положение о церковных школах Ведомства православного исповедания. Возглавляли церковно-учительские школы священники с богословским образованием, преподавателями могли быть как духовные, так и светские лица, утверждённые епархиальным начальством. В школы принимались юноши и девушки в возрасте 15–17 лет, окончившие второклассные учительские школы (создавались с 1895, готовили учителей для школ грамоты). Срок обучения – 3 года. В учебный план входили Закон Божий, история, дидактика и основы педагогики, церковное пение, церковнославянский и русский языки, история литературы, география, математика, «сведения о природе», черчение и рисование, гигиена. В женских школах изучали рукоделие. С разрешения Святейшего Синода в виде дополнительных уроков вводилось обучение иконописанию, ремеслу и сельскому хозяйству. Была организована подготовка учащихся к практической деятельности. Они давали уроки во второклассных церковно-приходских школах. После 1917 г. церковно-учительские школы прекратили своё существование.