Трансаравийский нефтепровод
Трансарави́йский нефтепрово́д (англ. Trans-Arabian Pipeline; «Таплайн», Tapline), нефтепровод в Саудовской Аравии, прекративший работу в 1990 г. Нефтепровод начал работу в 1950 г. Трансаравийский нефтепровод был важной частью мировой нефтяной торговли и, кроме того, способствовал экономическому развитию Ливана.
Нефтепровод управлялся Трансарабской трубопроводной компанией (Arabian American Oil Company). Она, в свою очередь, была основана как совместное предприятие компаний Standard Oil штата Нью–Джерси (ныне ExxonMobil), Standard Oil штата Калифорния (ныне Chevron), The Texas Company (ныне часть компании Chevron) и Socony-Vacuum Oil Company (ныне ExxonMobil), однако в результате стала дочерней компанией Saudi Arabian Oil Group. Дочерняя компания продолжала обслуживать нефтепровод без перекачки нефти до 2002 г.
Начальная производительность нефтепровода составляла 3 тыс. баррелей в день. После того как было добавлено ещё несколько насосных станций, максимальная пропускная способность увеличилась до 500 тыс. баррелей в сутки (79 тыс. м3/сут). Участок протяжённостью около 450 км собирал продукцию нескольких саудовских нефтяных месторождений, которая затем перекачивалась по оставшимся 1200 км трубопровода через пустыни Саудовской Аравии в Иорданию, а затем на северо-запад через южную Сирию и Ливан. Корабли загружались самотёком со скоростью до 39 тыс. баррелей в час. В начале 1970-х гг. трубопровод подвергся атаке. В 1983 г. Трансаравийский нефтепровод практически прекратил работу, поставки осуществлялись только на нефтеперерабатывающий завод в Иордании. Саудовская Аравия прекратила трубопроводные поставки в Иорданию в 1990 г. после начала войны в Персидском заливе.
История
Строительство Трансаравийского нефтепровода началось в 1947 г. Работы осуществлялись американской компанией Bechtel. Первоначально предполагалось, что Трансаравийский нефтепровод будет заканчиваться в Хайфе, которая в этот период находилась под британским мандатом в Палестине. Однако в связи с созданием Государства Израиль маршрут был изменён на альтернативный: через Сирию (Голанские высоты) и Ливан с экспортным терминалом в Сидоне. Первоначально сирийское правительство выступило против этого плана. 16 мая 1949 г., после военного переворота, свергнувшего демократическое правление, сделка была ратифицирована. Лидер переворота Хусни аз-Заим был свергнут и убит, но, несмотря на это, проект был запущен. Перекачивание нефти по трубопроводу началось в 1950 г.
Во время Суэцкого кризиса была перекрыта крупнейшая нефтяная артерия – Суэцкий канал. Три насосные станции трубопровода Киркук – Банияс на сирийской территории подверглись нападению, но нефтепровод продолжал добывать 340 тыс. баррелей в сутки. Осуществлялась программа модернизации, включающая установку четырёх вспомогательных газотурбинных насосов мощностью 5 тыс. л. с. на существующих станциях с планируемым увеличением производительности на 90 тыс. баррелей в сутки. С 1967 г., в результате Шестидневной войны, часть трубопровода, проложенная через Голанские высоты, перешла под израильский контроль. Несмотря на это, эксплуатация трубопровода продолжалась. В 1976 г. участок линии за Иорданией прекратил работу после многолетних споров между Саудовской Аравией, Сирией и Ливаном по поводу платы за транзит. Оставшаяся часть линии нефтепровода между Саудовской Аравией и Иорданией продолжала транспортировать небольшие объёмы нефти. В 1990 г., в ответ на поддержку Иорданией Ирака во время 1-й войны в Персидском заливе, Саудовская Аравия перекрыла трубопровод.
Технические характеристики
Трансаравийский нефтепровод имел длину 1648 км и диаметр трубы 760 мм. На момент постройки это была крупнейшая в мире система нефтепроводов, она считалась инновационной. Ныне, в 2020-х гг., большинство магистральных трубопроводов, построенных в начале 2-й половины 20 в., используют трубу диаметром 1070 мм или 1220 мм.
Коридор «Таплайн» остаётся потенциальным маршрутом экспорта нефти из Персидского залива в Европу и США. Исследования показали, что транспортные расходы на экспорт нефти через Хайфу в Европу обойдутся на 40 % дешевле, чем транспортировка танкерами через Суэцкий канал.