Тонкий голос
То́нкий го́лос, в русском народном пении особая исполнительская манера. Пение тонким (тонки́м) голосом отличает прежде всего севернорусские и поволжские песенные традиции. Термин народный, зафиксирован экспедициями Российского института истории искусств 1920-х гг. в Заонежье, на реках Пинега и Мезень. При публикации результатов этих поездок в описании пинежского свадебного обряда З. В. Эвальд отметила: «В практике крестьянского хорового пения существуют два понятия: "тонкие" голоса (диапазон обычно a1–a2) и "толстые" – звучащие октавой ниже» (Эвальд З. В. Песни свадебного обряда на Пинеге // Крестьянское искусство СССР. Ленинград, 1928. Т. 2. С. 179). Е. В. Гиппиус попытался объяснить природу подобной манеры как пение «не своим голосом, а своеобразным высоким фальцетом», по его словам, повсеместное «у прионежских крестьян и особенно "бабок"» (Гиппиус Е. В. Крестьянская музыка Заонежья // Крестьянское искусство СССР. Ленинград: Academia, 1927. Т. 1. С. 154). В настоящее время в научной литературе термин «тонкий голос» используется применительно к фальцетному женскому пению самых разных регионов и жанров (в том числе к частушечному тембру и т. п.).