Строев Николай Сергеевич
Стро́ев Никола́й Серге́евич [7(20).1.1912, Москва – 27.10.1997, там же], советский учёный в области лётных исследований, организатор оборонных отраслей промышленности, дважды Герой Социалистического Труда (1966 и 1982), доктор технических наук (1958), профессор (1961). Внёс большой вклад в разработку методов лётных испытаний и исследований аэродинамических характеристик сверхзвуковых самолётов.
В 1929 г. окончил 9 классов школы и электротехнические курсы. В 1929–1931 гг. работал слесарем-сборщиком прожекторного отдела Московского электрозавода. В 1937 г. окончил самолётостроительный факультет Московского авиационного института (МАИ). Одновременно с учёбой в 1935–1936 гг. работал инженером-расчётчиком в Центральном конструкторском бюро на авиазаводе № 39.
С октября 1936 г. инженер в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), с 1939 г. инженер и заместитель начальника отдела лётных испытаний, на базе которого в марте 1941 г. был создан Лётно-исследовательский институт (ныне ЛИИ имени М. М. Громова). С марта 1941 г. заместитель начальника аэродинамической лаборатории, с января 1943 г. начальник аэродинамического отдела ЛИИ.
В годы Великой Отечественной войны проводил испытания и аэродинамические исследования динамики и устойчивости боевых самолётов. В 1941–1943 гг. руководил филиалом ЛИИ в Новосибирске.
С ноября 1947 г. заместитель начальника, с 1950 г. начальник Комплекса № 2 (исследования аэродинамики и прочности самолётов и вертолётов). В 1952–1954 гг. заместитель начальника ЛИИ по самолётной и беспилотной технике. Руководил аэродинамическими исследованиями при околозвуковых скоростях полёта, разработкой новых методов лётных испытаний самолётов и ракет, вопросами безопасности полёта. Под его руководством проведены испытания первых отечественных самолётов с турбореактивными двигателями и стреловидным крылом, а также исследования процессов перехода через скорость звука. Активно участвовал в разработке первых отечественных систем катапультирования и систем заправки самолёта топливом в полёте.
В 1954–1966 гг. начальник ЛИИ, руководил проработкой широкого круга комплексных проблем, таких как развитие методов натурных исследований и лётных испытаний авиационной и ракетной техники; исследование проблем полёта на сверхзвуковых скоростях; разработка методов и способов аварийного покидания и спасения экипажа сверхзвуковых самолётов; комплексные исследования проблем безопасности полёта; создание первых отечественных беспилотных самолётов-мишеней (на базе серийных боевых самолётов) и их применение при отработке авиационных и зенитных ракет. Руководил работами по изучению проблем космического полёта, разработкой методов натурных исследований пилотируемых космических аппаратов (отработка динамики приземления и моделирование условий искусственной невесомости на стендах и в летающих лабораториях). Одновременно в 1952–1964 гг. преподавал в МАИ.
С 1966 г. заместитель, а в 1977–1987 гг. первый заместитель председателя Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. Координировал деятельность оборонных отраслей промышленности по созданию перспективных комплексов и систем вооружения, новых конструкционных материалов и средств защиты от оружия массового поражения; опираясь на свой многолетний опыт работы в ЦАГИ и ЛИИ, руководил работами по качественному повышению безопасности полётов (как военной, так и гражданской авиатехники); участвовал в подготовке и проведении международных переговоров по разоружению в Женеве, а также в разработке соответствующих программных документов.
В 1977–1989 гг. заместитель председателя Комитета по Ленинским премиям и Государственным премиям СССР.
За разработку нового метода аэродинамических исследований с помощью т. н. летающих бомб в 1949 г. удостоен Сталинской премии 3-й степени.
Награждён орденами Ленина (1957; 1961; 1966; 1982), Октябрьской Революции (1975), Отечественной войны 2-й степени (1944), Трудового Красного Знамени (1949; 1971), Красной Звезды (1945), медалями.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Бронзовый бюст установлен в Москве, памятная доска – на территории ЛИИ в г. Жуковский.