Создание и современное состояние Выксунского металлургического завода
Создание и современное состояние Выксунского металлургического завода. Возникновению металлургических производств на территории современной Выксы способствовали наличие богатых железорудных месторождений и больших объёмов древесины для древесного угля, близость основного рынка сбыта – Макарьевской ярмарки, удобные водные пути транспортировки готового сырья. Основателями группы Выксунских заводов стали братья А. Р. и И. Р. Баташёвы, представители династии тульских промышленников, вынужденные закрыть свои предприятия под Тулой после запрета на вырубку лесов вокруг Москвы в 1754 г.
Первый завод в районе современной Выксы, Унженский, был построен Баташёвыми на реке Унжа в 1755 г. Завод был оборудован домной и 10 молотами на водной тяге. Несколько позднее на реке Выксунь началось строительство группы металлургических предприятий: один за другим были построены Верхневыксунский (1766), Средний (1767), Нижневыксунский (1768) заводы, несколько позднее – Железницкий, Пристанский (оба – 1779). Бурному развитию Выксунских заводов способствовала русско-турецкая война 1768–1774 гг., когда Баташёвым удалось получить государственный заказ на обеспечение Черноморского флота крупнокалиберными орудиями и балластом. Впоследствии Выксунские заводы выполняли государственные заказы на оснащение Азовской флотилии (1778), Черноморского флота во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг., строившихся на Дону фрегатов (1793). В 1800 г. Выксунские заводы Баташёвых выплавляли 1123 тыс. пудов чугуна (11,6 % объёма выплавки в Российской империи), уступая лишь заводам Демидовых и Яковлевых.
В 1-й половине 19 в. для сохранения экономической эффективности Выксунские заводы неоднократно модернизировались. Для поддержания мощности воздуходувных мехов в 1815 г. на заводе построена первая паровая машина, в 1819 г. запущено массовое производство сукновальных машин и открыта небольшая сукновальная фабрика на паровой энергии, в 1823 г. спущен на воду первый пароход, в 1836 г. впервые в России введено горячее дутьё, в 1842 г. освоено пудлингование, что позволило начать выпуск рельсов и деталей для вагонов.
С конца 1830-х гг. чёрная металлургия Российской империи испытывала кризис. Резко снизился экспорт отечественного железа: мировой рынок заполнило британское железо, выпуск которого значительно вырос вследствие промышленной революции. В 1862 г. Выксунские заводы выставлены на торги с условием погашения их задолженностей. В 1865 г. заводы выкуплены английской компанией. Новые владельцы не занимались ни модернизацией, ни ремонтом заводских мощностей, что привело к прорыву обветшавшей главной плотины Выксунских прудов в 1881 г. В результате наводнения погибли 16 рабочих, Средний завод был уничтожен полностью, Верхневыксунский и Нижневыксунский получили значительные повреждения. Заводы были переданы в опекунство и сданы в аренду германскому подданному А. И. Лессингу.
Под управлением А. И. Лессинга заводы были восстановлены и оборудованы новыми машинами. Бесперспективные заводы (Сноведской, Велетьминский) перевели на производство спирта. Результатом преобразований стало возрождение Выксунских металлургических заводов: среднегодовой выпуск железа вырос с 510 тыс. пудов в 1880-е гг. до 670 тыс. пудов в 1890-е гг.
Наиболее масштабной модернизации подвергся Нижневыксунский завод: в 1892 г. построена 1-я мартеновская печь, в 1893 г. начато производство рельсов, в 1895 г. расширено листопрокатное производство, установлен трёхваликовый прокатный стан, в 1896 г. после пожара выстроена 2-я мартеновская печь, в 1899 г. – третья. На Верхневыксунском заводе в 1895 г. установлена новая паровая воздуходувная машина, в 1897 г. построена литейная мастерская, в 1899 г. переоборудованы домны. В 1894 г. Выксунские заводы были соединены с пристанью Досчатое и торфяниками узкоколейной железной дорогой на конной тяге, в 1912 г. дорога переведена на паровую тягу.
Во время экономического кризиса начала 20 в. заводы начали выпускать бытовую продукцию: кровельное железо, подковные гвозди, лопаты. В 1907 г. на Нижневыксунском заводе устроено трубопрокатное производство. Для улучшения сбыта продукции заводы в 1902–1912 гг. входили в состав металлургического синдиката «Продамет».
В связи с началом Первой мировой войны немецкие акционеры были отстранены от владения предприятиями и заводы перешли на выполнение военных заказов, по которым производились подковные гвозди, проволока, шрапнельные трубы.
В 1918 г. Выксунские заводы были национализированы и вошли в Государственное объединение машиностроительных заводов. В 1917–1925 гг. построена железная дорога Выкса – Навашино, позволившая перейти на железнодорожную транспортировку сырья и продукции. В 1923 г. после истощения месторождений на заводах ликвидировано рудное хозяйство, домны переведены на производство чугуна из стружки. Начато производство тракторов, вил, муфт.
В 1928 г. Верхневыксунский, Нижневыксунский и Досчатинский заводы объединены в Выксунский металлургический завод, в 1930–1931 гг. 3 старые мартеновские печи перестроены, и построены 2 новые. В 1935 г. на заводе прекращён выпуск чугуна, который стал поставляться с Магнитогорского металлургического комбината. Во время Великой Отечественной войны завод перешёл на выпуск броневой стали, труб для боеприпасов, построен цех по производству снарядов.
В ходе модернизации завод переведён с угля и торфа сначала на мазут (1959), затем на природный газ (1963). В 1973 г. пущен колёсопрокатный цех, в 1978 г. – трубосварочный, в 1987 г. – трубоэлектросварочный цех по производству обсадных труб для нефтяной промышленности.
В 1992 г. Выксунский металлургический завод был приватизирован и реорганизован в акционерное общество. В 1999 г. предприятие вошло в состав Объединённой металлургической компании. В 2008 г. на заводе реконструирован трубоэлектросварочный комплекс по производству труб большого диаметра, мощность трубопрокатного комплекса выросла до 2 млн т труб в год. В 2010 г. модернизирован комплекс по производству обсадных труб, начат выпуск высокопрочных и высокогерметичных труб для нефтяных и газовых месторождений.
Выксунский металлургический завод занимает 1-е место в России по производству железнодорожных колёс (мощность 10 тыс. колёс в год) и 2-е место по прокату труб большого диаметра. Численность занятых 14,7 тыс. человек (2021). Опорные учебные заведения предприятия – Выксунский металлургический колледж имени А. А. Козерадского (1921; 2,2 тыс. обучающихся), Выксунский филиал Московского института стали и сплавов (2002; 500 обучающихся).
Действует музей Выксунского металлургического завода (1958), располагающийся в усадьбе заводчиков Баташёвых. Развивается промышленный туризм, проводятся экскурсии по предприятию.