Создание и современное состояние Египетского алюминиевого завода
Создание и современное состояние Египетского алюминиевого завода. Египетский алюминиевый завод (ЕАЗ), по существу, является единственным крупным предприятием цветной металлургии в стране. Завод построен при техническом содействии Советского Союза, который осуществил и подготовку кадров для него. Первая линия электролизёров ЕАЗ запущена в 1975 г., в 1983 г. – 5-я линия (первые пять линий сооружены при техническом содействии всесоюзного объединения Цветметпромэкспорт), в 1997 г. завершилось расширение завода – вступила в строй 6-я линия электролизёров, а в 2010 г. проведена модернизация всего оборудования предприятия, в результате которой его производственная мощность возросла до 320 тыс. т первичного алюминия в год. Номенклатура выпускаемой продукции включает алюминиевые слитки, круг, катанку, горячекатаный лист, горячекатаный алюминий в рулонах, холоднокатаную полосу и холоднокатаный алюминий в рулонах.
ЕАЗ расположен в г. Наг-Хаммади (мухафаза Кена), в 100 км к северу от Луксора. Электроэнергию предприятие получает с Асуанской гидроэлектростанции по 326 км линии электропередачи, сырьём для него является глинозём, поставляемый через порт Бур-Сафага (мухафаза Красное море), расположенный в 210 км к востоку от завода.
ЕАЗ принадлежит фирме Misr Aluminium Company (1977; штаб-квартира в Каире), 92 % её акций владеет государственная холдинговая компания металлургической промышленности (Metallurgical Industries Holding), остальные 8 % торгуются на Египетской фондовой бирже.
Сложное финансовое положение Misr Aluminium Company, нередко несущей убытки из-за растущей конкуренции со стороны производителей алюминия в странах Персидского залива, требует повышения рентабельности, дальнейшей модернизации и расширения производства и в 2020 г. побудило компанию объявить тендер на строительство 7-й линии и увеличения производственной мощности до 400 тыс. т первичного алюминия в год. Тендер выиграла американская корпорация Bechtel. Однако перспективы реализации этого проекта, продукцию которого предполагается использовать для выпуска автомобильных дисков, как и повышение рентабельности всего ЕАЗ зависит главным образом от тарифа на отпускаемую для ЕАЗ электроэнергию.