Симонов Михаил Петрович
Си́монов Михаи́л Петро́вич (19.10.1929, Ростов-на-Дону – 4.3.2011, Москва), советский и российский авиаконструктор. Доктор технических наук (1998), профессор Московского авиационного института, действительный член ряда академий. Герой Российской Федерации (1999).
В 1954 г. окончил Казанский авиационный институт (КАИ) и поступил на работу в опытно-конструкторское бюро (ОКБ) спортивной авиации, где стал главным конструктором, а также инструктором и лётчиком-буксировщиком в аэроклубе. Под его руководством были впервые в СССР созданы цельнометаллические рекордные планёры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-19.
В 1969 г. – первый заместитель главного конструктора Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА, специализируется в области создания воздухоплавательной техники), затем – первый заместитель главного конструктора Таганрогского авиационного завода (ныне – Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева), где работал под руководством Р. Л. Бартини, и начальник его Ухтомского филиала.
В 1970–1979 гг. – заместитель главного конструктора, затем – главный конструктор ОКБ Сухого. Руководил лётными испытаниями фронтового бомбардировщика Су-24 и штурмовика Су-25. В 1976–1979 гг. – главный конструктор истребителя-перехватчика Су-27.
В 1979–1983 гг. – заместитель министра авиационной промышленности по науке и новой технике. В 1981 г. выезжал в служебную командировку в Афганистан для изучения опыта боевого применения Су-25.
С 1983 г. – генеральный конструктор, а в 1995–1999 гг. также и генеральный директор ОКБ Сухого. Провёл решительные кадровые и организационные преобразования в ОКБ. Опираясь на поддержку заказчика (Министерство обороны) и кураторов в Министерстве авиационной промышленности, сумел преодолеть противодействие в отраслевых производственных и научных кругах и добиться радикального пересмотра проекта истребителя Су-27 уже на этапе развёртывания его серийного производства (беспрецедентный случай в истории отечественного военного авиастроения).
В целом, в этот период под его руководством были разработаны и запущены в серийное производство истребители Су-27, Су-27УБ, Су-30, Су-33 (палубный), Су-35, истребитель-бомбардировщик Су-34, экспортные варианты истребителей Су-27СК, Су-30К и Су-30МК; разработаны и вышли на лётные испытания опытные образцы штурмовика Су-39, истребителя с крылом обратной стреловидности Су-47, сельскохозяйственного самолёта Су-38Л, самолёта для местных и региональных авиалиний Су-80 (в пассажирском и грузопассажирском вариантах); разработаны проекты лёгких многофункциональных истребителей С-54, С-55 (учебно-боевой) и С-56 (палубный) и учебно-тренировочного самолёта Су-49; начаты исследования по проектам крупнейшего в мире широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта КР-860 «Крылья России» (взлётная масса 650 т, пассажировместимость до 1000 человек, масса перевозимого груза до 300 т, максимальная дальность 15 тыс. км), сверхзвукового самолёта бизнес-класса С-21, а также многофункциональных экранолётов и экранопланов; создано семейство спортивно-пилотажных самолётов Су-26, Су-29 и Су-31, которые обеспечили многочисленные рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях по воздушной акробатике и пилотированию.
Симонов в решающей степени повлиял на выбор общего направления разработки и определение основных параметров тяжёлых сверхманевренных многоцелевых истребителей 4-го и 5-го поколений, формирование семейства спортивно-пилотажных самолётов с уникальными лётно-техническими характеристиками, а также развёртывание экспорта истребителей 4-го и 4+ поколений ОКБ Сухого в Китай, Индию, Алжир и другие страны.
Лауреат Ленинской премии (1976) и Государственных премий Российской Федерации (1996, 2002).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1982), золотой медалью имени В. Г. Шухова (1995) и др.
В 1989–1991 гг. избирался народным депутатом СССР. В 1990-х гг. входил в Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.