Силлс Беверли
Силлс Бе́верли (Beverly Sills; Беверли Силс, настоящие имя и фамилия Белла Мириам Силверман, Belle Miriam Silverman) (25.5.1929, Нью-Йорк – 2.7.2007, там же), американская певица (сопрано).
Родилась в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы: отец – страховой агент из Бухареста, мать – музыкант из Одессы. Начинала как вундеркинд, выступала по радио с 4 лет под именем Бабблc Силверман. С 1936 г. брала уроки пения у Э. Либлинг в Нью-Йорке (периодически занималась с ней вплоть до 1970). В 1941 г. поступила на музыкальное отделение Профессиональной детской школы (Манхэттен, Нью-Йорк), которую закончила в 1945 г. В 1953–1956 гг. совершенствовалась у Р. Понсель.
В 1945 г. ездила по городам США в составе передвижного театра, ставившего оперетты («комические оперы») У. Гилберта и А. Салливена. Выступала в лёгком жанре до конца 1940-х гг., в том числе исполнила заглавные партии в опереттах «Марица» И. Кальмана и «Весёлая вдова» Ф. Легара. На оперной сцене дебютировала в феврале 1951 г. в Муниципальной опере Филадельфии (Philadelphia Civic Opera; Фраскита в опере «Кармен» Ж. Бизе). В 1953 г. исполнила в Опере Сан-Франциско партию Донны Эльвиры в опере «Дон Жуан» В. А. Моцарта (дирижёр Т. Серафин).
В 1955 г. дебютировала на сцене Нью-Йоркской городской оперы (Розалинда в оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса), солисткой которой была последующие 25 лет. Среди партий: Оксана («Черевички» П. И. Чайковского, на английском языке), Филина («Миньон» А. Тома), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Луиза (одноимённая опера Г. Шарпантье), Донна Анна («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно). В 1958 г. исполнила заглавную партию в опере Дж. Мура «Баллада о Бэби Доу» («The ballad of Baby Doe»). Вехами в творческой карьере Силлс стали: Клеопатра в опере «Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя (1966); партии в оперном триптихе Дж. Пуччини (1967) – Сестра Анджелика в одноимённой опере, Жоржетта в «Плаще» и Лауретта в «Джанни Скикки»; Шемаханская царица в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1967, там же; на английском языке). Вершина творчества – партии в операх Г. Доницетти в спектаклях первой половины 1970-х гг.: «Роберто Деверё» (1970), «Мария Стюарт» (1972), «Анна Болейн» (1973), «Лукреция Борджиа» (1975). В октябре 1980 г. состоялось прощальное выступление певицы – она исполнила партию Розалинды из «Летучей мыши» И. Штрауса, которой некогда начала работу в Нью-Йоркской городской опере.
Основными в репертуаре Силлс были партии лирического сопрано, но иногда она также исполняла партии из репертуара драматического сопрано, в том числе заглавные партии в «Тоске» Дж. Пуччини (Кливленд, 1957), «Аиде» Дж. Верди (Сентрал-Сити, штат Колорадо, 1960), а также меццо-сопрановую партию Кармен в одноимённой опере Ж. Бизе (Кливленд, 1956).
По семейным обстоятельствам до середины 1960-х гг. Силлс гастролировала только в США. Её европейский дебют состоялся в 1965 г. в Лозанне, в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта). Позднее выступала в крупнейших оперных театрах Европы, среди них: Венская государственная опера (1967), «Ла Скала» (1969), «Ковент-Гарден» (1970), Немецкая опера в Берлине (1971), «Ла Фениче» (1972). В 1968 г. гастролировала в Южной Америке: спела партии трёх героинь в опере «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха в Сантьяго, а также Клеопатру в опере «Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя в театре «Колон» (Буэнос-Айрес). В 1975–1978 гг. выступала в «Метрополитен-опере», участвовала в операх «Осада Коринфа» Дж. Россини, «Травиата» Дж. Верди, «Лючия ди Ламмермур» и «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Таис» Ж. Массне. В июне 1979 г. в Опере Сан-Диего (Калифорния) исполнила заглавную партию в мировой премьере оперы Дж. К. Менотти «Безумная Хуана» (о жизни испанской королевы 16 в. Хуаны Безумной).
Помимо оперной сцены много пела на эстраде, участвовала в концертах кантатно-ораториальной и камерной музыки, преимущественно в сборных программах. В Карнеги-холле впервые пела в 1956 г. (фрагменты из оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса), с оркестром под управлением Л. Бернстайна. Там же в 1963 г. приняла участие в исполнении «Страстей по Матфею» И. С. Баха (дирижёр Л. Стоковский), в 1968 г. – оратории Й. Гайдна «Сотворение мира» (дирижёр Э. Лайнсдорф). Партия Цербинетты (в концертном исполнении оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (с оркестром под управлением Э. Лайнсдорфа, 1969), особенно ария «Großmächtige Prinzessin», которую она пела в оригинальной (высокой) тесситуре, принесла Силлс наибольший успех у публики и критики.
Силлс, наряду с М. Каллас и Дж. Сазерленд, – признанный лидер в репертуаре бельканто после Второй мировой войны. В высоком регистре тембр её голоса сохранял мягкость, а колоратурная техника оставалась безупречной. Благодаря незаурядным актёрским данным одинаково успешно воплощала трагические (партии в операх «Лючия ди Ламмермур», «Анна Болейн» Г. Доницетти, «Пуритане» В. Беллини, «Манон» Ж. Массне) и комические («Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Дочь Полка», «Дон Паскуале» Г. Доницетти) образы.
Среди лучших аудиозаписей с участием Силлс: оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1972); «Пуритане» (1973) и «Норма» (1974) В. Беллини; «Анна Болейн» (1973), «Лючия ди Ламмермур» (1974), «Мария Стюарт» (1985) Г. Доницетти; «Манон» Ж. Массне (1974). Выпущен ряд тематических сольных альбомов, в том числе «Беверли Силлс поёт Моцарта и Штрауса» (1974), «Беверли Силлс поёт Верди» (1985), «Искусство Беверли Силлс» (1985). Среди видеозаписей опер с участием певицы: «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1976), «Манон» Ж. Массне (1977), «Дон Паскуале» Г. Доницетти (1980).
С конца 1960-х гг. Силлс часто выступала на американском телевидении, вела на канале NBC собственную программу «Lifestyles with Beverly Sills» (программа получила премию «Эмми» в 1978). В выступлениях на телевидении показала себя общительной и остроумной, развенчивая привычный образ «оперной дивы».
В поздние годы занималась административной и общественной работой. В 1979–1989 гг. – директор Нью-Йоркской городской оперы, в 1994–2002 гг. – председатель совета директоров Линкольн-центра, в 2002–2005 гг. – председатель правления «Метрополитен-оперы».
Почётный доктор Гарвардского университета (1974). Президентская медаль Свободы (1980). Национальная медаль США в области искусств (1990).
Автор мемуаров (1-е изд., 1976; 2-е исправленное и дополненное издание, 1981).
Молодым, подающим надежды певицам «Метрополитен-опера» с 2005 г. ежегодно присуждает премию Beverly Sills Artist Award в размере 50 тыс. долл.