Сигналы бедствия (воздушного судна)
Сигна́лы бе́дствия (воздушного судна), единые международные сигналы бедствия, срочности и предупреждения об опасности, используемые для обеспечения своевременного оказания помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам, их пассажирам и экипажам [п. 1 ст. 87 Воздушного кодекса РФ (ВзК РФ)].
При аварийных ситуациях, угрожающих безопасности полёта, экипаж воздушного судна обязан подать сигнал бедствия. Порядок передачи сигнала «Бедствие» и сообщения о бедствии указаны в Приложении № 4 к Федеральным правилам использования воздушного пространства РФ, утверждённым постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138 и в Приложении № 8 к Федеральным авиационным правилам подготовки к полётам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полётов, утверждённым приказом Минпромторга России от 5 декабря 2018 г. № 4855.
Сигнал бедствия передаётся:
по радиотелефону – открытым текстом «Терплю бедствие» (при международных полетах – словом «Мэйдей») – 3 раза, «Я» – 1 раз, позывной командира воздушного судна, терпящего бедствие, – 3 раза;
по радиотелеграфу – буквами СОС [...---... в азбуке Морзе (3 точки, 3 тире, 3 точки)] – 3 раза, сочетание ДЕ – 1 раз, позывной командира воздушного судна, терпящего бедствие, – 3 раза.
Сигнал бедствия должен повторяться с короткими интервалами до тех пор, пока не будет получено подтверждение о его приёме. Если позволяют условия, то непосредственно за сигналом бедствия должно быть передано сообщение о бедствии. При передаче сообщения о бедствии к перечисленным сигналам бедствия добавляется указание координат места бедствия – 3 раза, а при возможности передаются следующие сведения: курс полета, его скорость и высота, характер бедствия и требующаяся помощь, решение командира воздушного судна и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасанию.
Согласно п. 2 ст. 87 ВзК РФ перечень технических средств, подлежащих обязательной установке на воздушных судах для передачи сигналов бедствия, определён Федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации РФ», утверждёнными приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128 (пиротехнические устройства для подачи сигнала бедствия).