Шаржи Н. И. Бухарина
Шаржи Н. И. Бухарина. Известный политический и государственный деятель, революционер, публицист, академик АН СССР, «любимец партии», Н. И. Бухарин был ко всему прочему ещё и талантливым художником-шаржистом. Он запечатлел в своих рисунках многих представителей советской партийной элиты. Эти шаржи уникальны тем, что Бухарин создавал их «с натуры», обычно сопровождал характерными подписями и обязательно ставил дату рисунка. Как правило, создавал он свои шаржи во время заседаний Политбюро. По этим «весёлым» рисункам можно многое понять и об отношении самого Бухарина к герою шаржа, и об отношении других партийцев – современников, а также узнать о некоторых подробностях биографии или характера героя и политической ситуации в партии в этот период времени.
Сохранились два рисунка Бухарина с изображением Ф. Э. Дзержинского. На первом, датированном 1923 г., он изображён в одежде иезуита с перевёрнутым мечом, навершие которого напоминает крест; на рисунке подпись: «Симбион (он же Иоанн Креститель из Г. П. У.)». Видимо, Бухарин намекал на польское происхождение Дзержинского и на то, что в детстве он мечтал стать католическим священнослужителем. На втором рисунке, датированном 1925 г., Дзержинский, имевший прозвище «рыцарь революции», изображён с мечом, который считался одним из символов органов государственной безопасности. Подпись под изображением гласила: «Меч разящей пролетарской диктатуры, или Дзержинчик на страже революции». Этот рисунок интересен ещё и тем, что в левом верхнем углу рукой самого Дзержинского написано: «Надо сбоку нарисовать Бухарина, Калинина и Сокольникова с напильниками, подтачивающими "меч"». На рукоятке меча заметна маленькая фигурка человека (в которой угадываются черты Бухарина) с напильником (возможно, это изображение дорисовано самим Дзержинским). Эта карикатура, созданная в самый разгар НЭПа, когда наблюдалось некоторое ослабление жёстких и директивных методов управления, отражает противоречия во взглядах самого Бухарина, который ратовал за переход к «более "либеральной" форме Соввласти: меньше репрессий, больше законности…» (Большевистское руководство. Переписка, 1912–1927. Москва, 1996. С. 298), и Дзержинского, который считал «либеральный уклон» ошибкой и уступкой врагам революции.
Рисунок с изображением И. В. Сталина, датированный 20 февраля 1928 г., нельзя в полной мере назвать шаржем, т. к. он совершенно лишён ироничных черт. Вероятно, это было связано с осторожностью и опаской, с которыми Бухарин относился к Сталину. Считается, что рисунки Бухарина с изображением Сталина – единственные созданные «с натуры» (поскольку генсек никогда не позировал для портретов, все они писались по фотографиям).
Шарж на Г. К. Орджоникидзе (датирован 17 февраля 1927) имеет подпись: «Серго, если бы он был моложе и если бы он служил в царской армии». Возможно, в этом рисунке Бухарин высмеивал дворянское происхождение Орджоникидзе и его горячий, вспыльчивый характер.
Шарж на Г. Е. Зиновьева создавался во время заседания Политбюро 4 марта 1926 г. Зиновьев изображён в виде фантастического зверя с головой человека. Судя по изображению, личное отношение к персонажу у Бухарина было негативным. По воспоминаниям некоторых партийцев и членов Коминтерна, ближайшее окружение Зиновьева недолюбливало его из-за неприятных черт характера – хитрости и грубости.