Республика Конго. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Респу́блики Ко́нго. У народов Республики Конго музыка традиционно сопровождает обряды культа предков, календарные, врачевательные и др. У народа теке широко используется ламеллафон санза (праздничный и дорожный инструмент), у нгала – говорящие щелевые барабаны мокото (выполняют разные функции: ритуальные, сигнальные, развлекательные). У народа яка выделяются песни и танцы в обрядах культа Нгаколы. На севере Республики Конго и Центральноафриканской Республики особо ценятся обрядовые охотничьи танцы пигмеев ака, что позволяет музыкантам ака заниматься обучением представителей других народов. Самобытные традиции пения и барабанной игры сложились в местных афрохристианских культах.
С завоеванием независимости в 1960 г. в Республике Конго начала развиваться городская музыкальная жизнь. Широкую известность получили ансамбль OK Jazz (основан в 1956, позже переименован в TPOK Jazz), оркестр «Супер Бобото» (L'Orchestre Super Boboto), певец и гитарист Франклин Букака, в 1970-х гг. – ансамбль «Дети воды» (Bana Moja) и оркестр «Юность» (L'Orchestre de la Jeunesse). В 1960–1970-х гг. сложился стиль конголезской румбы, на основе которого развились музыкально-танцевальные направления соукос и ндомболо. Особенность современной музыкальной культуры – взаимодействие между традиционной сельской и городской популярной музыкой.
С 1995 г. в Браззавиле проводится Панафриканский музыкальный фестиваль, с 2005 г. – Международный фестиваль традиционной музыки Feux de Brazza. В 2013 г. комиссией ЮНЕСКО Браззавилю присвоено звание города музыки.