Развитие трамвайной сети в Санкт-Петербурге
Развитие трамвайной сети в Санкт-Петербурге. Трамвайная сеть Санкт-Петербурга – четвёртая в мире по общей протяжённости путей (свыше 230 км) после Мельбурна, Харькова и Киева; до закрытия ряда линий в 1990–2010-е гг. занимала 1-е место. Ширина колеи 1524 мм (русская). Включает 41 маршрут с 868 остановками и 7 депо; работают около 770 трамваев (2022). Пассажиропоток составляет 180 тыс. человек в сутки (по состоянию на январь 2022). Большинство маршрутов обслуживает компания «Горэлектротранс»; в 2015 г. часть сети была передана в управление частной «Транспортной концессионной компании».
Предшественником трамвая в Санкт-Петербурге стала открытая в 1863 г. конно-железная дорога (маршрут Невский проспект – Стрелка Васильевского острова). К 1877 г. действовали 25 маршрутов конно-железной дороги. Первая постоянно действующая линия пассажирского электрического трамвая в городе была запущена 16 (29) сентября 1907 г. (маршрут Адмиралтейство – Васильевский остров). Для пуска первой очереди были закуплены трамваи в Мытищах, Коломне и г. Лафборо (графство Лестершир, Великобритания).
К концу 1907 г. было открыто 3 маршрута. По состоянию на 1 января 1909 г. действовали 9 маршрутов электрического трамвая, на 1 января 1910 г. – 15, в начале 1917 г. – 29 (при сохранении 9 маршрутов конно-железной дороги). К 1933 г. трамвайная сеть города охватывала почти всю территорию города в современных на тот момент границах; наибольшее число маршрутов проходило по Безымянному острову (Невский, Загородный, Литейный, Суворовский, Троицкий проспекты, улицы Жуковского, Кирочная, Некрасова); наиболее дальние от центра города остановки располагались в Стрельне (где сохранилась часть исторически существовавшей Ораниенбаумской электрической линии – ОРАНЭЛЫ, 1915–1917), Мурзинке (северная часть современного района Рыбацкое), Озерках (близ современного расположения одноимённой станции метрополитена), Ржевке.
После Великой Отечественной войны сеть продолжила своё развитие. К середине 1970-х гг. длина трамвайных путей в городе составила более 700 км (1-е место в мире; внесена в Книгу рекордов Гиннеса). После распада Советского Союза трамвайная сеть начала постепенно уменьшаться. В 1990–2010-е гг. закрыты 44 трамвайных маршрута. По состоянию на 2022 г., в Санкт-Петербурге сохранена единая неразрывная структура (в отличие от сети трамвая в Москве).
В 2008 г. часть зданий площадки № 2 трамвайного парка № 3 (1907 – Василеостровский трамвайный парк, 1926 – Трамвайный парк имени А. Леонова, 1990 – Трамвайный парк № 2, 2016 – современное название) занял Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта (ведёт историю с 1997 как Музей электрического транспорта). Среди экспонатов – 22 исторических трамвайных вагона. Ежегодно с 2015 г. в День города в Санкт-Петербурге проходит парад ретротранспорта (в том числе трамваев).