Развитие системы детских технопарков «Кванториум»
Развитие системы детских технопарков «Кванториум». Инициатива создания в России сети технопарков, в которых школьники 10–18 лет могли бы приобрести навыки работы с инновационным оборудованием, реализована в рамках стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей», подписанной президентом РФ В. В. Путиным в 2015 г. Официальной целью работы учреждений заявлено создание и развитие системы современных инновационных площадок интеллектуального развития и досуга для детей и подростков. Это позволит выявлять научно-технический потенциал детей в раннем возрасте, способствуя их более успешной профессиональной реализации. Финансирование проекта осуществляется из средств региональных и муниципальных бюджетов; спонсорами также выступают корпорации, заинтересованные в подготовке национально-ориентированного кадрового резерва для наукоёмких и высокотехнологичных отраслей экономики страны: «Ростех», «Роскосмос», «СИБУР Холдинг», «Ростелеком», «Россети», «Российские железные дороги» и др.
Первые пилотные площадки организованы в 2015 г. в городах Набережные Челны, Нефтеюганск и Ханты-Мансийск. В соответствии с программами организации кванториумов обучение школьников осуществляется в 13 квантумах (группах), каждый из которых соответствует ключевому направлению развития экономики России: Автоквантум (сборка движущихся моделей грузовых автомобилей), Аэроквантум (разработка и управление беспилотными летательными аппаратами), Data-квантум (организация исследований интернет-пространства, приобретение навыков анализа данных), IT-квантум (изучение основ программирования и компьютерных сетей), VR/AR-квантум (обучение работе с функционалом для разработки приложений для виртуальной и дополненной реальности), Биоквантум (изучение биологических объектов), Геоквантум (обучение работе с геоинформационными системами), Космоквантум (освоение основ спутнико- и ракетостроения), Наноквантум (разработка материалов с определёнными характеристиками), Промдизайнквантум (приобретение компетенций в сфере промышленного дизайна), Промробоквантум (проектировка, сборка и программирование роботов для решения производственных задач), Хайтек (освоение основ работы с 3D-принтерами и лазерными технологиями), Энерджиквантум (знакомство с базовыми понятиями электроэнергетики).
Число и направления работы квантумов различаются в зависимости от возможностей и запросов конкретных регионов и городов. Характерная черта организации процесса обучения в кванториумах – система наставничества и работы в группах, позволяющая достигнуть максимальных результатов. Дети и подростки не только приобретают навыки работы с высокотехнологичным и современным оборудованием, но и учатся работать в команде и применять полученные знания на практике. Кванториумы ведут широкую просветительскую деятельность среди детей и юношества, организуя лекции и мастер-классы и издавая в том числе учебную литературу.
В 2016–2018 гг. сеть кванториумов постоянно расширялась, ежегодно демонстрируя двукратное увеличение числа технопарков (25 площадок в 2016, 53 – в 2017, 110 – в 2018). В соответствии с принятым в 2019 г. национальным проектом «Образование» к 2024 г. сеть кванториумов должна охватить 85 субъектов РФ (против 37 в 2017) и достигнуть показателя в 245 стационарных детских технопарков и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах. К 2021 г. 110 технопарков функционировало в 76 субъектах РФ. В марте 2022 г. число кванториумов достигло 135 (в 84 субъектах РФ).