Рассказ о рождении Моисея и его месопотамский колорит
Рассказ о рождении Моисея и его месопотамский колорит. Ближе всего рассказу о рождении Моисея соответствует знаменитая псевдоавтобиография Саргона Аккадского (рус. пер.: «Я – Шаррукен, царь могучий…» // Когда Ану сотворил небо : литература древней Месопотамии. Москва, 2000. С. 297–298; см. также: Lewis B. The Sargon legend : a study of the Akkadian text and the tale of the hero who was exposed at birth. Cambridge, MA, 1980). Согласно этому аккадскому тексту, матерью Саргона была жрица, которой, видимо, не полагалось иметь детей. Родив мальчика, она положила его в корзинку, сплетённую из тростника, покрыла её битумом и бросила в реку. Корзинку вытащил водонос Акки, который и воспитал будущего царя. Хотя Саргон правил около 2316–2261 гг. до н. э. (или 2334–2279 гг. до н. э.), т. е. в 24–23 вв. до н. э., его псевдоавтобиография существует лишь в списках 1-го тыс. до н. э.; однако она может отражать более древние легенды о Саргоне (жанр псевдоавтобиографии, вложенной в уста легендарного героя или основателя династии, был достаточно популярен на древнем Ближнем Востоке). Большинство современных учёных (впервые, по-видимому, Г. Грессман, см. Gressmann H. Mose und seine Zeit : ein Kommentar zu den Mose-Sagen. Göttingen, 1913) считают, что рассказ книги Исход прямо или опосредованно зависит от аккадского предания.
О месопотамском колорите говорит и такая деталь, как обмазывание корзинки битумом: лодки Нижней Месопотамии делались (и делаются до сих пор) из тростника, обмазанного битумом, который добывается в битумных озёрах близ Евфрата; поэтому корзинка Моисея – подобие лодки из Нижней Месопотамии. В Египте битума не было; для египетских лодок не было необходимости в водонепроницаемой обмазке, т. к., в отличие от тростниковых лодок Месопотамии, они делались из более прочного и водонепроницаемого папируса.