Проведение аграрной реформы в Турции
Проведение агарной реформы в Турции. Политика, проводимая руководством страны с конца 1940 по 1980 гг. в сельском хозяйстве. Цель реформы заключалась в переходе к современному типу аграрного хозяйства на основе капиталистического предпринимательства.
К середине 20 в. в сельском хозяйстве Турции существовали предпосылки к модернизации: преобладание ручного труда в крестьянстве, низкий уровень технической оснащенности и механизации, проблема занятости среди жителей деревни и преобладание безземельного и малоземельного крестьянства [к 1952 оно составляло две трети сельского населения, что вело к росту социального неравенства в турецкой деревне (Киреев Н. Г. История Турции XX век. – М., 2007)].
Правительство страны закупало и активно внедряло сельскохозяйственную технику, оборудование для орошения и осушения, минеральные удобрения и другие средства производства. Предпринимались меры по созданию в турецкой деревне объектов производственной, транспортной, бытовой инфраструктуры.
Решение земельного вопроса являлось краеугольным камнем в проведении аграрной реформы. Её основу составил государственный земельный фонд – около 97% (Киреев Н. Г. История Турции XX век. С. 293). Предполагалось, что государство передаст крестьянам под выкуп пустующие и бесхозные земли. Это были малоудобные участки, требовавшие для освоения больших трудозатрат и финансовых средств. Для выкупа земли крестьянству предоставлялись ссуды. Однако малые размеры кредита (ещё более сократившиеся во время финансового кризиса 1957–1958) для крестьянских хозяйств исключали возможность качественного улучшения и количественного увеличения производства, что приводило к разорению и обнищанию крестьянских масс (Кадыров Р. Р. Турецкая Республика в 50-е годы XX века: проблемы социальных и экономических реформ // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. №. 2–1). Таким образом, даже бывшие безземельные хозяйства, получившие мелкие земельные наделы, не имели возможности пользоваться благами технологической модернизации сельского хозяйства в отличие от крупных землевладельцев и не могли быть вовлечены в модернизацию аграрного сектора.
Перераспределение частной собственности, находящейся в руках помещичьих хозяйств, практически не происходило, поэтому реформа не затронула материальные интересы крупных землевладельцев. Несмотря на то что реформа напрямую не коснулась представителей этого класса, их переход к современным формам организации сельского хозяйства сопровождался угрозой отчуждения земли в случае отказа от модернизации. Она усилила тенденцию трансформации помещичьего класса в крупные капиталистические хозяйства. Постепенно вовлекались средние хозяйства, затем к процессу подключились национальные монополии, занимающиеся переработкой сельскохозяйственного сырья. Более мелкие хозяйства объединялись через акционерные компании, создавались агропромышленные комплексы (Дерюгина И. В. Сельское хозяйство Турции и Египта: два технологических способа производства? // Экономические, социально-политические, этноконфессиональные проблемы афро-азиатских стран. 2018. №. 1. С. 85–93).
В результате аграрной реформы в Турции к концу 1980-х гг. удельный вес мелких и мельчайших аграрных хозяйств (до 2 га) составлял 28,4%, они занимали всего 4,4% площади сельскохозяйственных угодий. Доля хозяйств средних размеров – от 2 до 10 га – 53,6%, площадь – 38,7%. Остальные 18% хозяйств относились к категории крупных аграрных хозяйств с площадью от 10 до 100 га (Сельское хозяйство Турции и Египта… С. 87).