Попытка оптимизации систем расселения на Крайнем Севере России
Попытка оптимизации систем расселения на Крайнем Севере России. В Магаданской области осуществлялся проект Всемирного банка по расселению Крайнего Севера России (с учётом подготовки и оценки результатов в 1998–2009, непосредственно расселение – в 2002–2007) с целью «апробировать меры, которые позволили бы населённым пунктам реализовать экономические выгоды от реструктуризации и облегчить реализацию устойчивой муниципальной политики; и тем самым помочь в разработке национальной стратегии реструктуризации экономики северных районов» (The World Bank. Report No: ICR00001343. 2010. С. 8). В частности, Сусуманский район Магаданской области стал одной из трёх пилотных площадок проекта. Закон Магаданской области от 7 июля 2003 г. № 373-оз «О программе содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населённых пунктах Магаданской области, на 2003–2007 годы» определял статус неперспективных следующим населённым пунктам Сусуманского района: посёлки Кадыкчан, Аркагала, Кедровый, Мяунджа (частично), в городе Сусуман микрорайоны: «Аэропорт», «Берелёх», «Заречье» (в 2005 в новой редакции закона был добавлен посёлок Широкий).
Целью программы ставилось «обеспечение максимально эффективной помощи гражданам неперспективных населённых пунктов, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем», в её задачах было: «содействие в переселении граждан в центральные районы страны; содействие в переселении граждан в населённые пункты Магаданской области; совершенствование порядка финансирования мероприятий по переселению граждан; упразднение бесперспективных населённых пунктов» (О программе содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населённых пунктах Магаданской области, на 2003–2007 годы : Закон Магаданской области от 7 июля 2003 года № 373-оз).
Согласно указанному закону «основным признаком неперспективного населённого пункта является отсутствие градообразующего предприятия, т. е. при наличии разного уровня объектов обслуживающей и социальной инфраструктуры в большинстве населённых пунктов нет производственных предприятий, или они имеются, но мощности их используются не полностью. Примером этого может служить посёлок Кадыкчан, где закрылась шахта "Кадыкчанская"», – таким образом, пример Кадыкчана использовался для отработки самого понятия «неперспективный населённый пункт». Посёлок Кадыкчан и соседние прииски были полностью ликвидированы с целью «сокращения расходов местного бюджета на финансирование жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры» (The World Bank. Report No: ICR00001343. 2010. C. 16). История посёлка Кадыкчан заключается в том, что в 1996 г. шахту, после взрыва на ней, закрыли, а людей переселили. Через несколько лет в Кадыкчане проживало около 900 человек (в 1989 – 5,8 тыс. человек), инфраструктура отсутствовала, тепло и электричество было отключено. Присуждение посёлку статуса неперспективного и переселение его жителей были объявлены на основании закона Магаданской области № 32403 от 4 апреля 2003 г. К 2010 г. в Кадыкчане проживали только два человека. Сейчас Кадыкчан полностью заброшен (Кадыкчан // Мёртвые города)].
Другим признаком неперспективности населённого пункта был низкий уровень занятости населения. В частности, по Сусуманскому району на момент разработки программы в Кадыкчане зафиксировано 7,7 % занятых (45 из 583 жителей), в Аркагале 93,5 % (86 из 92), в посёлке Кедровый 78,5 % (168 из 214), в посёлке Мяунджа 58,7 % (1278 из 2176).
Необходимость специальной программы обусловливалась тем, что «Правительством принимаются меры по устранению последствий закрытия посёлков. Однако механизмы реализации нормативных актов, направленных на вывоз с северных территорий населения, не отвечают реалиям сегодняшнего дня. Так, реструктуризация угольной промышленности позволяет оказывать государственную поддержку гражданам, занятым в угольной промышленности, тогда как под её действие не попадают работники, занятые в социальной сфере закрывающихся угольных посёлков» (О программе содействия ...).
При этом отмечалось, что «неперспективные населённые пункты порождают ещё одну проблему – это неэффективное использование бюджетных средств на содержание данных населённых пунктов… из общего объёма затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства приходится 82,9 %. Возможное перераспределение этих средств на решение проблем населения неперспективных населённых пунктов позволит более эффективно использовать средства областного бюджета» (О программе содействия ...).
Результаты программы переселения неоднозначны. «Количество заявок на переезд в Воркуте и Норильске было гораздо ниже ожидаемого, а в Сусумане большое число заявок нивелировалось высоким процентом тех, кто передумал переезжать в последний момент» (Болотова А. А. Дети девяностых в современной Российской Арктике. Санкт-Петербург, 2020. С. 110). Как видно из данных программы, население Сусумана и Сусуманского городского округа в значительной степени сократилось уже к началу её реализации; тенденция была усилена программой. В результате Сусуман – один из городов России с наиболее сильным сокращением численности населения по сравнению с периодом конца 1980-х гг.
Согласно официальному отчёту по проекту было переселено 1,4 тыс. домохозяйств (3,4 тыс. человек). Кроме того, по Федеральному закону № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 2005 по 2014 гг. почти полностью расселены 5 населённых пунктов (село Кулу, посёлок Спорное, сёла Эльген и Таскан, село Усть-Среднекан); были предоставлены сертификаты 789 семьям (1665 человек). В последующие годы было практически расселено ещё несколько десятков населённых пунктов (в том числе Мадаун, Гастелло, Транспортный и др., в 2020 – посёлок Атка). Расселение проводится преимущественно в другие посёлки Магаданской области, реже в город Магадан или за пределы области.