Пхансори
Пхансори́ (판소리, от 판 – площадка для представлений и 소리 – звук, пение), вид (жанр) корейского музыкального театра.
Основные сведения
Известен с 17 в. Название «пхансори» закрепилось во 2-й половине 20 в. (впервые зафиксировано в прессе в 1940). До этого использовались термины (значение каждого связано с пением): тхарён (타령), чхан (창), чапка (잡가), сори (소리) и др.
Пхансори – сольное представление, включающее речь, пение, жестикуляцию с помощью веера; может длиться несколько часов. Исполняется профессиональными музыкантами, изначально – из низших слоёв населения. Пхансори играли на праздниках – как деревенских, так и в частных домах, как на открытом воздухе (на рынках, во дворах), так и в помещениях, на деревянном полу.
Солист-певец (сори-ккун, 소리꾼 – мастер пения; изначально солистами были мужчины, с 1920-х гг. также женщины), стоя перед публикой, разыгрывает историю под аккомпанемент сидящего музыканта (косу, 고수 – барабанщик), играющего на двухстороннем барабане бук (북, также пхансори-бук, 판소리북). Пение в пхансори предполагает использование специфического хриплого тембра, обучение которому продолжается несколько лет. Барабанщик меняет ритм (формулы из корейской системы ритмов чандан, 장단) в соответствии с повествованием и поддерживает солиста ободряющими возгласами – чхуимсэ (추임새), к которым могут присоединяться и слушатели. К чхуимсэ относятся возгласы: кырочхи (그렇지 – так), чочхи (좋지 – молодец), ольссигу (얼씨구), хои (허; оба – не требующие перевода междометия).
Региональные школы
Мастерство исполнения пхансори передаётся от учителя к ученику (изначально устно, ныне разработаны способы записи). Различают 3 региональные школы.
Тонпхёндже (동편제 – восточная школа) охватывает северо-восточные регионы провинции Чолладо. Для неё характерно пение тяжёлым, низким тембром, звуки отрывистые. Часто используется строй традиционной корейской музыки уджо (우조), придающий пению величественный характер.
Сопхёндже (서편제 – западная школа) включает юго-западные регионы провинции Чолладо. Пение здесь более лёгкое, высокое, звуки протяжённые. Часто используется традиционный строй кемёнджо (계면조), передающий грусть.
Чунгодже (중고제 – школа средних и высоких провинций) относится к провинциям Кёнгидо и Чхунчхондо. Стиль пения близок тонпхёндже, однако в целом более простой.
Сюжеты
Истоки пхансори восходят к народному жанру чханухи (창우희, от 창 – пение, 우 – богатый и 희 – игра, забава), в котором солист под аккомпанемент бука рассказывал остроумные истории, помогая себе жестами. Из чханухи в пхансори перешло 12 историй, однако впоследствии осталось только 5 из них.
«Чхунхян-га» (춘향가) – сказание о красивой девушке Чхунхян. В отсутствие её возлюбленного, молодого аристократа, к ней сватается злой наместник. Получив отказ, он бросает Чунян в тюрьму и приговаривает к казни, однако возлюбленный успевает спасти девушку.
«Симчхон-га» (심청가) – история девушки Симчхон, бедной дочери слепого. Жизнь дочери и отца тяжела, и девушка соглашается плыть с торговцами и быть принесённой в жертву морскому дракону. Симчхон удаётся вернуться из опасного приключения и даже стать женой правителя.
«Хынбу-га» (흥부가) повествует о двух братьях, бедном Хынбу и богатом Нольбу. Хынбу вылечил ласточку, за что она принесла ему волшебное тыквенное зёрнышко. Внутри выросшей тыквы оказались сокровища, что вызвало зависть Нольбу. Нольбу нашёл ласточку, покалечил её, вылечил и также получил зёрнышко. Но из выросшей из него тыквы появился рой пчёл.
В сказании «Сугун-га» (수궁가) речь идёт о заболевшем морском драконе, помочь которому могла заячья печень. Обманом черепаха привела к дракону зайца, однако тот спасся, сказав, что печень оставил дома и должен за ней сходить.
«Чокпёк-га» (적벽가) рассказывает о сражении, случившемся в 208 г.
Музыкальная специфика
На музыкальную специфику пхансори оказал влияние инструментальный жанр синави (시나위, по одной из теорий, название происходит от 사뇌 – восточная песня; другое название симбангок, 심방곡 – воодушевляющая музыка) – инструментальные композиции, родившиеся из шаманской практики.
Приёмы игры на барабане имеют свои названия (они могли различаться в разных школах), отражающие характер их звучания. Кун (궁) – удар ладонью левой руки по кожаной мембране; ладонь отрывается сразу после удара, в результате удар получается глухим и гулким. Кук (국) – слабый удар левой рукой по мембране; после удара рука остаётся на мембране, заглушая звук. Ттак (딱) – удар палочкой по части обечайки, покрытой кожей; звук получается чётким и «острым». Чхок (척) – удар палочкой по деревянной части обечайки; используется для исполнения акцентов в середине условного «такта»; может сочетаться с одновременным ударом левой руки по мембране. Хап (합) – удар двумя руками, левая бьёт ладонью, правая – палочкой по центру мембраны; удары производятся не одновременно (начинает левая, сразу после идёт удар правой рукой), должны восприниматься как одно целое, но в то же время быть различимы; на сильную долю приходится 2-й удар. Хап чаще всего встречается в начале ритмической формулы, отделяя её от предыдущей.
Из жанра синави заимствованы ритмические формулы, преимущественно трёхдольные.
Чинянджо (진양조) – самая длинная формула, исполняемая в самом медленном темпе; применяется в размеренных, неспешных повествованиях. Состоит из 24 долей, объединяемых в 4 «такта»: ки (기 – толчок), кён (경 – развитие), кёль (결 – завязка) и хэ (해 – развязка); каждый «такт» соответствует одному из 4 времён года. Каждая из 24 долей делится на 3 доли, некоторые из них заполняются ударами бука; также по желанию добавляются возгласы чхуимсэ.
Формула чинянджо может в значительной степени варьироваться – какие-то из ударов кук и кун могут быть пропущены, вместо удара ттак может применяться тройной удар тарытак и т. п.
Умеренный ритм чун-мори (중모리) используется для лирических фрагментов представления, формула состоит из 12 долей, сгруппированных по 3. Его характерная черта – акцент при помощи удара чхок на 9-й доле. 7-я и 11-я доли могут пропускаться или заменяться чхуимсэ.
Ритму чун-мори родственен более оживлённый ритм чунджун-мори (중중모리). Различие заключено во 2-м сегменте формулы: удар палочкой ттак заменяется на удар рукой кун.
Данная схема также может варьироваться. Поскольку ритм достаточно быстрый, возможен пропуск 11-й доли (чтобы дать отдых левой руке). Сильный удар кун можно заменить на слабый удар кук или украсить формулу двойными ударами кункун. Чунджун-мори заключает в себе танцевальное начало, поэтому часто сопровождает танец или быструю ходьбу солиста, однако может использоваться и в плачах.
Следующий по быстроте ритм – чаджин-мори (자진모리); может исполняться в более медленном или более оживлённом вариантах. В 1-м случае он сопровождает описания, во 2-м используется для изображения драматических событий. В своём основном варианте чаджин-мори состоит из 4 долей, каждая из которых делится на 3.
Другой быстрый ритм – он-мори (엇모리), формула состоит из 10 долей, которые могут быть сгруппированы по 5 (3 + 2 + 3 + 2). Он-мори используется при появлении необычных персонажей и в сценах, связанных с мистикой.
К быстрым ритмам относится и оччун-мори (엇중모리). Он встречается реже предыдущих и в непродолжительных фрагментах. Формула включает 6 долей, сгруппированных по 3.
Самый быстрый ритм – хви-мори (휘모리), формула состоит из 4 долей. Этот ритм сопровождает скороговорку в партии солиста, характерную для драматического повествования или описания очень быстро развивающихся событий.
Значение в истории культуры
Ритмы пхансори использовались в появившемся в 19 в. жанре санджо (산조, от 산, буквально – разбрасывать, рассыпать, и 조 – тон, игра на струнном инструменте) – композициях для солирующего инструмента в сопровождении барабана чангу (장구).
Пхансори оказал влияние на формирование других жанров. Среди них каягым-пёнчхан (가야금병창, от 병 – встраивать и 창 – пение) – отрывки из пхансори, которые музыкант пел под собственный аккомпанемент на цитре каягым. Самостоятельное бытование в форме каягым-пёнчхан получили песни «Чеби-ноджонги» («Полёт ласточки», 제비노정기) из пхансори «Хынбу-га», «Саран-га» («Песня любви», 사랑가) из пхансори «Чунхян-га» и др.
Пхансори включён в Список нематериального культурного наследия Кореи (무형문화재, 1964) и Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2008).