Перегудов Владимир Николаевич
Перегу́дов Влади́мир Никола́евич [28.6(11.7).1902, деревня Балаково, Самарская губерния, ныне город Саратовской области – 14.9.1967, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], советский учёный-кораблестроитель, главный конструктор первой в СССР атомной подводной лодки, Герой Социалистического Труда (1959), инженер-капитан 1 ранга. С июня 1921 г. служил в Рабоче-крестьянском Красном Флоте (РККФ). В 1926 г. окончил в Ленинграде Военно-морское инженерное училище [в последующем – Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского, с 2012 вошло в состав Федерального государственного образовательного учреждения (ФГОУ) Военный институт (Военно-морской политехнический) Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего профессионального образования (ФГКВОУ ВПО) «Военный учебно-научный центр ВМФ "Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова"»], Военно-морскую академию (1930).
В 1930–1932 гг. работал в секции подводного плавания Научно-технического комитета Управления военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной Армии (Управления ВМС РККА) в Ленинграде. С 1932 г. работал в отделе проектирования подводных лодок Научного института военного кораблестроения (НИВК) Управления ВМС РККА (с 1939 Центральный НИИ-45 Наркомата судостроительной промышленности), с 1936 г. начальник этого отдела. Участвовал в строительстве первых типов дизель-электрических подводных лодок. Репрессирован в 1937–1938 гг. В 1941–1947 гг. работал в Центральном конструкторском бюро № 18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», Санкт-Петербург). Главный конструктор ряда проектов подводных лодок, в том числе проекта 613 (по которому построено рекордное число кораблей – 215 дизель-электрических подводных лодок). В 1947 г. переведён в Центральный НИИ-45 (ныне ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург) начальником отдела судовых движителей, там же с 1951 г. занимал должность заместителя директора по научной работе.
В 1953–1958 гг. начальник и главный конструктор Специального конструкторского бюро № 143 (СКБ-143, ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), где возглавил работу по созданию подводной лодки проекта 627 «Кит». Головной корабль получил тактический номер «К-3» (впоследствии ему присвоили наименование «Ленинский комсомол», а в 1990-х гг. тактический номер заменили на «Б-3») и стал первой отечественной подводной лодкой с ядерной энергетической установкой (спущена на воду в августе 1957). В 2022 г. в соответствии с решением Министерства обороны РФ атомная подводная лодка «К-3» (ей вернули первоначальный тактический номер) переведена с Северного флота в г. Кронштадт Ленинградской области, где корабль ныне представлен в качестве главного экспоната Музея военно-морской славы в музейно-историческом парке «Остров фортов». В 1960 г. Перегудов ушёл из ВМФ в запас по болезни, но остался в этом же СКБ на должности ведущего конструктора до ухода на пенсию в 1965 г.
Перегудов выполнил основные работы в области исследования движения подводной лодки в вертикальной плоскости, устойчивости формы цилиндрических оболочек, подкреплённых рёбрами жёсткости; исследования по выявлению причин аварий кораблей. Он читал лекции по проектированию подводных лодок в Военно-морской академии, ленинградских военно-морских училищах, Ленинградском кораблестроительном институте. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Награждён орденами Ленина (1946, 1959), Красного Знамени (1944, 1953), Отечественной войны II степени (1944, 1945), Красной Звезды (1944). В 1998 г. его именем названо судно контроля физических полей вспомогательного флота Министерства обороны РФ (приписано к Северному флоту).