Обряды хаджа
Обряды хаджа (араб. مناسك الحج, буквально – церемония хаджа). Паломники прибывают в Мекку к 7-му числу месяца зуль-хиджа. Сначала они проходят очистительный обряд принятия ихрама, предваряемый омовением (гусль), обрезанием волос и ногтей. В состоянии ритуальной чистоты паломник надевает особое одеяние, также называемое ихрамом.
После этого верующий читает молитву, метит или приобретает животное, которое принесёт в жертву. С этого момента и до совершения завершающих обрядов паломник произносит фразу «Ляббейка!» (с араб. لبيك – Повинуюсь тебе!), что является сокращённой формой специальной молитвы тальбия.
Затем паломники совершают обряд малого паломничества (умра). После этого те, кто решил совершить малое паломничество и хадж раздельно, выходят из ихрама, обрезав при этом прядь волос. Они возобновляют ихрам непосредственно перед хаджем. Те же, кто решил объединить умру и хадж, остаются в ихраме до его окончания.
С 7-го на 8-е число зуль-хиджа паломники слушают хутбу (речь проповедника), 7 раз обходят против часовой стрелки вокруг Каабы, по возможности целуют «чёрный камень» или дотрагиваются до него во время ритуального обхода (таваф), молятся напротив каменной плиты, на которой, как считается, находится отпечаток ступни Ибрахима, пьют воду из священного источника Замзам – вода из него считается целебной. Затем верующие 7 раз пробегают или проходят быстрым шагом между холмами ас-Сафа и аль-Марва (сай). На этом умра заканчивается и начинается хадж – большое паломничество. В тот же вечер или на следующее утро паломники должны покинуть Мекку и отправиться через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к долине Арафат, где они проводят ночь и день в молитвах и благочестивых размышлениях.
8-го числа зуль-хиджа в Арафате совершаются 2 ритуальные молитвы: в полдень и после полудня. Часть паломников проводит ночь с 8-го на 9-е число зуль-хиджа в долине Мина, часть располагается непосредственно в долине Арафат.
В полдень 9-го числа зуль-хиджа начинается основной обряд хаджа, заключающийся в стоянии (вукуф) у горы Арафат. Паломники слушают хутбу, молятся. Стояние продолжается до захода солнца. Затем паломники устремляются в долину Муздалифа. Здесь у ярко освещённой мечети читаются вечерняя и ночная молитвы.
10-е число зуль-хиджа считается важнейшим мусульманским праздником (Курбан-байрам) и отмечается во всём исламском мире. После утренней молитвы паломники направляются в долину Мина, где бросают 7 камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трёх столбов, символизирующий Иблиса, преградившего путь пророку Мухаммеду, собиравшемуся совершить молитву. Этот обряд служит также напоминанием о преследовании Иблисом пророка Ибрахима. За этим обрядом следует жертвоприношение животных – овец, коз или верблюдов. Раньше их покупали тут же у торговцев и бедуинов и закалывали долине Мина. Ныне паломники отправляют определённую сумму денег за жертвенное животное в исламские банки и чаще всего не присутствуют на жертвоприношении.
С 11-го по 13-е число зуль-хиджа паломники продолжают совершать жертвоприношения, посещают долину Мина, где бросают камешки теперь уже во все 3 столба, занимаются собственными делами.
Обрив голову или обрезав прядь волос, паломники направляются в Мекку для совершения «прощального» обхода вокруг Каабы. Те, кто совершил хадж без предварительного обряда умры, после него совершают сай. На этом ритуальное паломничество завершается.
На обратном пути из Мекки многие верующие посещают святой город Медина, где находится гробница пророка Мухаммеда, его дочери – Фатимы, любимой жены – Аиши, могилы трёх первых праведных халифов – Абу Бакра, Омара и Османа, а также мечеть Пророка. Несмотря на то что во время хаджа посещение Медины носит рекомендательный характер, паломники стараются включить её святые места в объект поклонений. Некоторые мусульмане посещают и город пророков – Иерусалим и Эль-Халиль (Хеврон) в Палестине, где находится гробница Исмаила.