О проблемах логики шахматного мышления
О проблемах логики шахматного мышления. 27 декабря 1968 г. Большой зал Ереванского университета был переполнен. Диссертацию «Некоторые проблемы логики шахматного мышления» на соискание учёной степени кандидата философских наук защищал чемпион мира по шахматам Т. В. Петросян.
Тема была выбрана не случайно, ведь с молодых лет он больше всего ценил в шахматах логику. «Я глубоко убеждён, что в шахматах, хотя они и остаются игрой, нет ничего случайного. Это – моё кредо. Я люблю только такие партии, где я играл в соответствии с требованиями позиции» (Линдер И. М. Короли шахматного мира. Москва, 2001. С. 541). Почти шесть лет, с января 1963 г., когда гроссмейстер стал аспирантом Ереванского педагогического института имени В. Я. Брюсова, он разрабатывал философские проблемы шахмат. Плодом его исследований стала диссертация объёмом в 260 страниц. Среди вопросов, получивших освещение в диссертации, – «внутренняя логика» шахмат и её основные элементы; значение учения В. Стейница для развития логической науки в шахматах; изучение логических аспектов интуиции; постижение истины в шахматах. Специальную главу Петросян посвятил интуиции, полагая, что она «основывается на определённых формах отражения действительности, и в числе этих форм важное значение имеет скрытое знание в виде опыта, которое трансформируется в интуитивное решение проблемы». Стремясь выявить «специфику логики» в шахматах, диссертант подчеркнул, что «шахматная партия состоит не только из формальных моментов» (Линдер И. М. Короли шахматного мира. Москва, 2001. С. 541). Ведь без вдохновения, воображения, фантазии вряд ли реализуется настоящая шахматная партия.
В годы, когда шла работа над диссертацией, широко дискутировались в печати вопросы, касающиеся компьютеров и далёких от совершенства шахматных программ, перекладывающих на язык математики закономерности шахматной игры. «Быть может, – писал Петросян, – несовершенство машинной модели шахмат объясняется тем, что при её создании не учитывается весь комплекс логических проблем, касающихся шахматной мысли?» (Линдер И. М. Короли шахматного мира. Москва, 2001. С. 541).
«Чемпион мира проявил себя настоящим исследователем» – к такому выводу пришли учёные Академии наук СССР и официальные оппоненты – доктор философских наук, профессор Московского государственного университета В. Ф. Асмус и кандидат философских наук А. А. Калантар. Петросян был удостоен учёной степени кандидата философских наук.
После Э. Ласкера, А. А. Алехина, М. Эйве, М. М. Ботвинника он стал пятым чемпионом мира, кто пробовал свои силы и в научной деятельности, и первым из них, кто свою диссертацию всецело посвятил проблемам шахмат и шахматного творчества.
Через год научное исследование Петросяна было издано в Ереване на армянском языке тиражом 25 тыс. экз. в виде книги «Шахматы и философия». Книга состоит из трёх разделов: «К вопросу об общелогической структуре шахматной мысли», «Шахматы и истина», «Шахматы и интуиция».