«Небо-М»
«Не́бо-М» (радиолокационный комплекс «Небо-М», РЛК 55Ж6М «Небо-М»), межвидовой мобильный многодиапазонный радиолокационный комплекс (РЛК). Предназначен для: обнаружения и сопровождения воздушных объектов (ВО) различных классов, в том числе баллистических, а также малоразмерных (беспилотные летательные аппараты) и малозаметных, разработанных по технологии «стелс», в условиях сложной помеховой обстановки; определения государственной принадлежности (опознавания) воздушных объектов; пеленгации постановщиков активных шумовых помех и выдачи радиолокационной информации потребителям.
Разработка и принятие на вооружение
Головной разработчик – Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники (ННИИРТ, входит в состав АО «Концерн ВКО "Алмаз – Антей"»). Главный конструктор – А. Д. Бомштейн.
Государственные испытания РЛС «Небо-М» завершены в 2011 г. Поставляется в войска с 2012 г. За освоение серийного производства коллективу разработчиков РЛК в 2017 г. присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Особенности комплекса
Особенностью РЛК является то, что входящие в его состав радиолокационные модули работают не независимо, а в адаптивном взаимодействии. Это позволяет объединить достоинства различных диапазонов: значительные дальности обнаружения всех типов воздушных объектов (в том числе малоразмерных и малозаметных, независимо от метеоусловий), присущие метровому диапазону, и высокоточное измерение координат и сопровождение в дециметровом (сантиметровом) диапазоне.
Благодаря объединению достоинств длинноволнового и коротковолнового диапазонов и двумерному электронному сканированию в РЛК реализуются:
значительные зоны обнаружения малоразмерных и малозаметных воздушных объектов (ВО), в том числе выполненных по технологии «стелс»;
малое время завязки трасс по высокоскоростным ВО (до 10 с);
высокий темп обновления информации, в том числе по скоростным и маневрирующим ВО (1–3 с);
большие дальности обнаружения пусков баллистических объектов;
большие высоты в режиме сопровождения баллистических объектов.
В радиолокационных модулях реализованы круговой и секторный режимы обзора пространства.
Круговой режим обзора с механическим вращением антенны по азимуту является основным режимом при работе по аэродинамическим ВО.
Секторный режим обзора является основным режимом при работе по баллистическим и гиперзвуковым объектам. Кроме того, секторный режим обзора может эффективно использоваться при работе по аэродинамическим ВО в ограниченном азимутальном секторе с высокой плотностью ВО и помех. В секторном режиме обзора, за счёт двумерного электронного сканирования, может достигаться значительная концентрация энергии в выбранном азимутальном направлении в угрожаемых секторах, эквивалентная увеличению излучаемой мощности.
PЛK обладает высокой мобильностью – время развёртывания составляет 15 мин.
Это обеспечивается:
размещением каждого модуля на одной транспортной единице – автомобиле высокой проходимости;
встроенным источником электропитания – генератором отбора мощности, позволяющим работать непосредственно с марша;
гидравлическими системами свёртывания/развёртывания;
радиоканалом управления и обмена информацией между всеми модулями;
автоматической топопривязкой и ориентированием по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS.
Состав РЛК
Состав РЛК 55Ж6М «Небо-М»:
РЛМ-М – радиолокационный модуль метрового диапазона на шасси;
РЛМ-Д – радиолокационный модуль дециметрового диапазона на шасси;
РЛМ-С – радиолокационный модуль сантиметрового диапазона, в том числе на шасси;
КУ РЛК – модуль кабины управления с модулем наземного радиозапросчика.
Все модули РЛК размещаются на автомобилях БАЗ-6909-015.
Основные тактико-технические характеристики
Основные характеристики РЛК 55Ж6М «Небо-М»
Тактико-технические характеристики | Режим обзора круговой | Режим обзора секторный |
Диапазон | Метровый, дециметровый, сантиметровый | |
Пределы работы: |
|
|
Дальность обнаружения ВО с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) = 1м2 с вероятностью Робн=0,5 при вероятности ложной тревоги по собственным шумам приёмника Fлт= 10-6 на элемент разрешения, км, на высотах полёта: |
|
|
Среднеквадратические ошибки измерения координат ВО: |
| |
Разрешающая способность двух ВО с одинаковыми показателями ЭПР: |
| |
Максимальная производительность радиолокационной информации в автоматическом режиме, трассы | не менее | не менее |
Темп выдачи информации, с | 5–10 | 1–10 |
Средняя наработка на отказ, ч | 1000 | |
Время развёртывания/свёртывания, мин | 15 |