Мусля – цирковой Левша
Мусля – цирковой Левша. Российская клоунада богата на яркие имена, известные далеко за пределами страны, но лишь немногие из них произносятся в цирковой среде с придыханием: «гений». Таким было и имя А. И. Сергеева по прозвищу Мусля.
Прыгучий и гибкий от природы, уже в 13 лет он был принят в профессиональную труппу акробатов. «В 13 лет я мог скрутить шесть задних сальто в темп. А флик-фляки, арабские колёса и всякие там курбеты не в счет», – говорил Сергеев в одном из редких интервью (Славский Р. Е. Алёша Сергеев по прозвищу Мусля – клоун милостью Божьей. Москва, 2000. С. 8). Но артисту было тесно в одном жанре. «После того, как я увидел на манеже клоунов братьев Манион, я окончательно понял, что клоунада – моё призвание, – вспоминал потом Мусля, – то, что я и раньше смутно ощущал в себе потребность чудачить, смешить, придумывать комические ситуации...» (Славский Р. Е. Алёша Сергеев по прозвищу Мусля ... С. 21).
Самые удивительные истории связаны с его музыкальным даром, обнаружившимся довольно неожиданно.
В 1934 г. он увидел фильм «Весёлые ребята», который поразил его воображение. В особенности понравился молодому ковёрному клоуну пастух с фермы «Прозрачные ключи», игравший на скрипке. Сергеев тут же отправился в комиссионный магазин и на последние деньги купил старенькую скрипку. У многих такие спонтанные поступки оборачиваются ничем, и инструменты потом печально пылятся в углах квартир, но для Сергеева скрипка стала ближайшей помощницей на манеже.
Выступая в Одессе несколько сезонов подряд, что само по себе было неофициальным «знаком качества», Мусля решил взять несколько частных уроков игры на скрипке. В соответствии со своим характером попросив большой аванс в цирке, он неожиданно обратился к великому скрипичному педагогу П. С. Столярскому, основателю музыкальной школы для одарённых детей. Столярский, послушав Сергеева, сначала не поверил, что перед ним самоучка, даже не знающий нот. Но после месяца обучения предложил ему поступить в Одесскую консерваторию без вступительных экзаменов. Когда Сергеев отказался, Столярский написал письмо в Главное управление цирками с просьбой уговорить Сергеева бросить ремесло комика ради вероятной блестящей карьеры музыканта. Но Мусля остался верен своей мечте «чудачить и смешить».
Следующая история записана в книге Ю. В. Никулина «Почти серьёзно…» (Москва, 1998. С. 183–185). В город, где работал Сергеев, приехал на гастроли известный скрипач-виртуоз с длинным перечнем званий. По воле случая его номер в гостинице оказался соседним с номером Сергеева. Утром музыкант несколько часов играл на скрипке, репетируя новое произведение. А вечером, чтобы развеяться, решил пойти в цирк. Его, как почётного гостя, усадили в первом ряду. Исполняя очередную репризу, на манеж вышел Мусля со своей скрипочкой и исполнил три короткие музыкальные импровизации. Зрители слушали затаив дыхание, а скрипач-виртуоз с большим удивлением услышал фрагменты произведения, ноты которого имелись только у него самого и композитора – автора посвящённой ему пьесы. Музыкант кинулся за кулисы к клоуну и спросил у него с удивлением:
– Где вы взяли эту вещь?
– А сегодня утром, – ответил простодушно Мусля, – в гостинице услышал. Кто-то рядом играл. Мне мотивчик понравился, я и запомнил его.
– Так вы же гений. Это невероятно. Запомнить и по слуху сыграть эту вещь! Невероятно!!! Я должен с вами поближе познакомиться.
Три дня после этого Мусля не показывался в цирке, первый концерт скрипача в городе тоже пришлось отменить. Никто не мог найти ни клоуна, ни музыканта.
Потом выяснилось, что они три дня играли друг другу на скрипке и никого не пускали в номер, не отвечали на телефонные звонки (чтобы их не беспокоили, музыкант заплатил горничной, дежурной по этажу и администратору). Когда играл Мусля – плакал скрипач, когда играл скрипач, плакал Мусля.
Клоун Мусля – это Левша отечественного цирка, комик-романтик с трагической судьбой. Исключительное дарование позволяло ему стать, возможно, самым известным клоуном страны, но в его душе не было места для тщеславия.
Рассказывают, что последнее, что продал Мусля, живя в сильной нужде, это свою старую скрипку. А через несколько месяцев его не стало.