Мускулолёт
Мускулолёт, летательный аппарат, приводимый в движение мускульной энергией пилота. Различают мускулолёт самолётной, вертолётной компоновки и мускулолёт с машущими крыльями. Наиболее известны мускулолёты самолётной схемы с воздушным винтом, приводимым в движение ногами (иногда дополнительно руками) пилота. Тренированный пилот развивает мощность от 1 кВт (в первую секунду) до 0,2–0,4 кВт в последующие 20 мин работы. Поэтому мускулолёт должен обладать высоким (более 30) аэродинамическим качеством (отношение подъёмной силы, действующей на летательных аппаратах, к аэродинамическому сопротивлению) при взлётной массе не более 100–120 кг. Такие требования трудно выполнимы при полёте на мускулолёте-вертолёте и мускулолёте с машущим крылом.
В России и СССР строились мускулолёты всех типов: самолётной схемы с педальным приводом тянущего винта (1935, С. Ченчиковский), с машущими концами крыльев (1908, А. В. Шиуков), с машущими крыльями (1921, 1934) и бипланной схемы (1935, БИЧ-18; оба – Б. И. Черановский), мускулолёт-махолёт «Икар-6» (1996, С. А. Топтыгин) и др.
Зарубежные мускулолёты в основном были выполнены по самолётной схеме. Наиболее удачные из них: «Сторк-1» (1976, Япония, полёт на расстояние 2,024 км); «Юпитер» (1977, Великобритания, полёт на расстояние 1,071 км). В 1979 г. на мускулолёте «Госсамер Альбатрос» (масса 31,8 кг, взлётная масса 97,5 кг, размах крыла 28,75 м, скорость 19,3 км/ч) конструкции П. Мак-Криди (США) совершён перелёт через пролив Па-де-Кале. В 1988 г. на мускулолёте «Дедал» (размах крыла 34,14 м, масса 31,75 кг) – перелёт с о. Крит на о. Санторин (119 км за 3 ч 54 мин).