Моноплан
Монопла́н (от моно... и лат. planum – плоскость), самолёт, имеющий одну пару крыльев, расположенных в одной плоскости. Моноплан различают: по расположению крыла относительно фюзеляжа – высокопланы, среднепланы, низкопланы, парасоли (франц. parasol, буквально – зонт от солнца); по способу крепления крыла к фюзеляжу – свободнонесущие, подкосные, расчалочные. Среднеплан – самолёт, в котором крыло расположено в средней части сечения фюзеляжа; обладает наименьшим аэродинамическим сопротивлением. Обычно используется в тех случаях, когда нет специальных ограничений на габариты поперечного сечения фюзеляжа, но требуется максимальная скорость или экономичность; чаще всего это бомбардировщики и истребители (подвешенное под крыло вооружение не подвергается опасности удара о взлётно-посадочную полосу), очень редко применяется на пассажирских и грузовых самолётах. Высокоплан – самолёт, в котором крыло расположено в верхней половине фюзеляжа или над ним (высокоплан-парасоль); обладает несколько бо́льшим аэродинамическим сопротивлением, но у него наиболее по́лно можно использовать внутренний объём фюзеляжа. Кроме того, у высокоплана предельно низкое расположение фюзеляжа над поверхностью аэродрома, что значительно облегчает погрузку и выгрузку техники и людей. Поэтому грузовые и военные-транспортные самолёты строят обычно по схеме высокоплана (напр., Ан-124, Ан-225, Ил-76).
Низкоплан – самолёт, в котором крыло проходит через нижнюю половину фюзеляжа; обладает наибольшим из монопланов аэродинамическим сопротивлением. Однако пассажирские самолёты строятся в основном по этой схеме, т. к. крыло (служит понтоном) и фюзеляж обеспечивают плавучесть самолёта при аварийной посадке на воду. При аварийной посадке с невыпущенными шасси удар воспринимается в основном конструкцией крыла, защищающей пассажиров и экипаж (например, отечественные Ту-154, Ил-62, Ил-86, Як-40). Парасоль – конструкция самолёта-моноплана с крылом, расположенным над фюзеляжем и крепящимся к последнему при помощи подкосов. Конструкция широкого распространения не получила из-за невысоких аэродинамических характеристик.
По сравнению с бипланом моноплан имеет меньшее аэродинамическое сопротивление, что позволяет увеличить максимальную и крейсерскую скорости полёта, манёвренность в вертикальной плоскости, но при этом увеличиваются удельные нагрузки на крыло, т. е. необходима бо́льшая его прочность. Развитие методов аэродинамического расчёта и расчёта на прочность, авиационного материаловедения позволило значительно увеличить нагрузки на крыло. Всё это привело к тому, что с середины 1930-х гг. моноплан практически полностью вытеснил биплан.