Модусный концепт
Мо́дусный конце́пт, в когнитивной лингвистике – оперативная содержательная единица, отражающая опыт интерпретирующего познания (интерпретирующей концептуализации), форма и результат этого познания; единица интерпретативного знания, передающая определённый модус осмысления (способ интерпретации) объектов, событий и их характеристик и реакцию человека на внешний мир. Примеры модусных концептов – ОТРИЦАНИЕ, ОЦЕНКА, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, СОГЛАСИЕ.
Модусный концепт фиксирует выбор в пользу той или иной характеристики, мнение и оценку коллективного (в рамках определённого социума) или индивидуального характера. Он имеет внутриязыковую природу, вторичный по отношению к предметным и интерпретируемым концептам статус, характеризуется содержательной зависимостью от контекста осмысления и интерпретируемых концептов и областей (например, от конкретной предметной области: ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК – ХОРОШИЙ ВРАЧ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВОДИТЕЛЬ – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОШЕННИК и т. п.). Структура и содержание модусного концепта на уровне коллективного сознания определяются структурой соответствующей функции, представленной в его названии, а также типами языковой интерпретации, которые также отражают её индивидуальный характер (селекцией, классификацией, оценкой). Например, структура и содержание модусного концепта ОТРИЦАНИЕ на коллективном уровне определяются следующими характеристиками, обусловленными структурой одноимённой функции: отсутствием чего-либо ожидаемого на фоне стереотипного знания (Прошло полчаса, а магазин так и не открылся); несоответствием чему-либо (норме, правилу, стандарту, ожидаемым результатам: нарушать, опаздывать, бракованный); оценкой как отсутствием определённой характеристики (безвкусный, безголовый, Какой из него космонавт!); отрицательной коммуникативной реакцией (возражаю, отказываюсь, Только попробуй!). На индивидуальном уровне эти характеристики получают конкретное осмысление с учётом трёх вышеназванных функций интерпретации: селективное [по выбору субъекта интерпретации в контексте его концептуальной системы: – У вас денег не хватает? – У нас мозгов не хватает (из анимационного фильма «Каникулы в Простоквашино»; режиссёр В. И. Попов, 1980)], классифицирующее (– Три года проучился в Кембридже. – Недоучка), оценочное (– А простых стаканов у вас нет? – Нет, только хрустальные. – Бедновато живёте).