Маскировка звука
Маскиро́вка зву́ка, явление, заключающееся в ухудшении слышимости одного звука (сигнала) в присутствии другого звука (т. н. маскера). Обычно ухудшение слышимости выражается в повышении порога обнаружения или различения сигнала, и маскировку звука можно количественно оценивать величиной (числом децибел), на которую повышается порог в присутствии маскера. Различают одновременную, прямую последовательную и обратную маскировку звука. В первом случае тестовый сигнал и маскер звучат одновременно, во втором – сигнал следует за маскером, в третьем – сигнал предшествует маскеру. Обратная маскировка звука проявляется только для коротких сигналов.
При одновременной маскировке тона шумом с фиксированной энергией и центральной частотой, равной частоте сигнала, расширение спектра маскера до некоторого значения не влияет на величину маскировки звука. Расширение вне этой полосы частот, называемой критической, приводит к снижению маскировки звука. Если маскер модулирован по амплитуде, то добавление звука, изменяющегося синхронно с основным маскером, может приводить к снижению маскировки звука (явление комодуляционного освобождения от маскировки).
Маскировка звука зависит от интерурального (межушного) соотношения фаз сигнала и маскера. При нулевом сдвиге фаз маскировка звука максимальна, при межушном сдвиге на 180° маскировка звука обычно минимальна. Этот эффект, называемый бинауральным освобождением от маскировки, определяет явление «коктейль-пари», заключающееся в способности следить за сигналом, поступающим от одного источника (собеседника), игнорируя помехи с подобными спектрально-временны́ми характеристиками (другие голоса и т. п.).