Марлик
Марли́к (Марлык; перс. مارلیک), могильник конца 2-го – начала 1-го тыс. до н. э. в 14 км к востоку от современного г. Рудбар (остан Гилян, Иран). Раскопки экспедиций Тегеранского университета и Археологической службы Ирана в 1961–1962 гг. под руководством Э. Негахбана. 53 погребальных сооружения (периоды I и II раннего железного века Ирана) отнесены к 4 типам: цисты неправильной формы со стенками из мелких плит сланца и булыжников; примыкающие к ним небольшие прямоугольные цисты (1 × 2 м), где обнаружены остатки конских костяков и украшения конской сбруи; прямоугольные цисты с одной закруглённой стенкой, из камня и плит; квадратные ящики (3 × 3 м), тщательно выложенные из камня. Трупоположения. Среди находок – золотые и серебряные сосуды. Кубок, на одной стороне которого изображение человека в коротком платье, с конической причёской или в головном уборе, на другой стороне – барана, опирающегося на «древо жизни». В одном из комплексов: чаша, на которой изображён орёл с распростёртыми крыльями над фигурами 2 баранов, на другой стороне – 2 барана, стоящие по обе стороны «древа жизни»; золотой сосуд с изображением крылатых быков и грифонов; золотой сосуд с фигурами лежащих баранов. Наибольшую известность получил кубок с изображением крылатых быков у «древа жизни». Чеканка с оборота, специфичная трассировка пунктирных линий, подчёркивание мускулатуры круглыми широкими пунсонами и другие приёмы дают основание говорить о единой школе торевтики, существовавшей на территории Северо-Западного Ирана. Среди керамической посуды есть зоо- и антропоморфная, в том числе в виде фигурки быка-зебу, в ухо которого вставлена золотая серьга, в виде сидящей женщины с медвежьей головой. Бронзовые наконечники копий и стрел, мечи, двулезвийные секиры; украшения из золота и серебра. Уникальна бронзовая модель плуга с впряжёнными в него быками, напоминающими зебу. Некоторые элементы и мотивы изображений имеют близкие аналогии в прикладном искусстве Ассирии, Элама, Митанни; ряд находок близок вещам из могильника Сиалк В, который большинство исследователей соотносят с древними ариями. Вероятно, Марлик отражает проникновение культуры последних в местную иноязычную среду.