Мамедкулизаде Джалил
Мамедкулизаде́ Джали́л, Джалил Гусейнкули оглы Мамедкулизаде (Cəlil Hüseynqulu oğlu Məmmədquluzadə; псевдоним Молла Насреддин, Molla Nəsrəddin) [10(22).2.1866, Нахичевань – 4.1.1932, Баку], азербайджанский писатель, драматург.
Сын торговца солью. Окончил тюркское отделение Закавказской учительской семинарии в Гори (1887), преподавал в сельских школах. С 1921 г. жил в Баку. Издавал сатирический журнал «Молла Насреддин», объединивший писателей реалистического направления (Сабир, А. Ахвердов и др.). Участвовал в разработке нового тюркского алфавита на основе латинской графики.
Дебютировал в печати в начале 1900-х гг. Рассказ «Почтовый ящик» (1904) ознаменовал поворот азербайджанской литературы к остросоциальной проблематике и демократизации языка. Мастер короткого сатирического рассказа: «Цирюльник», «Петушок Пирверди», «Конституция в Иране» (все – 1906), «Барашек» (1914), «Молла Фазлали» (1916). Автор повестей «Пропажа осла» (1894, опубликована в 1936; из цикла «События в деревне Телячья Башка»), «Уста-Зейнал» (1906); сатирических комедий «Мертвецы» (1909), «Школа в деревне Телячья Башка» (1921), «Сборище сумасшедших» (1936) и др.
В центре произведений – психология простого человека, доброго и честного труженика, опутанного религиозными и сословными предрассудками. В придуманном автором захолустье Данабаш (Телячья Башка) из цикла «События в деревне Телячья Башка» царят дремучее невежество и бесправие, уродующие и оскорбляющие человеческое достоинство.
Для творчества Мамедкулизаде характерны простота сюжета, саркастический юмор, метафоричность и экспрессивность языка.
Среди других произведений: аллегорическая пьеса «Книга моей матери» (1919), трагифарс «Кеманча» (1920, опубликован в 1936), фельетоны.
Именем Мамедкулизаде назван г. Джалилабад (до 1967 Астрахан-Базар).