Мадагаскар. Кинематограф
Кинемато́граф Мадагаска́ра. Первый документальный фильм на Мадагаскаре снят в 1910 г. Альфредом Машеном – серия короткометражных фильмов об обычаях народа сакалава. Первые европейские фильмы появились на Мадагаскаре после окончания Первой мировой войны (в основном в частных коллекциях французской и малагасийской аристократии). Зарубежные режиссёры, бывавшие на Мадагаскаре, снимали главным образом видовые фильмы, инсценированные хроники небольшого формата.
В 1936 г. был основан «Кинематографический консорциум» (Consortium Cinématographique), занимавшийся дистрибуцией фильмов на Мадагаскаре, Маврикии и на Реюньоне и владевший сетью кинозалов. «Кинематографическое общество Мадагаскара» (Société Cinématographique de Madagascar), существовавшее в 1940-х гг., занималось импортом и прокатом зарубежных фильмов. Обе компании (до определённого времени единственные легальные дистрибьютеры кинокартин на острове) съёмками и продюсированием не занимались.
Первым документальным фильмом, снятым малагасийским режиссёром Ф. Раберудзу, стал фильм «Мученица Расалама» (1937) – о жертве религиозного преследования. После провозглашения независимости в 1960 г. начала развиваться национальная кинематография, пережившая взлёт в 1970-е гг. («Угольщик» Х. Рахаримананцуа, 1970, и др.). Острые социальные вопросы (коррупция, массовое переселение из деревни в город, бедность и т. п.), а также национальные особенности малагасийской культуры отражены в фильмах «Происшествие» Б. Рамампи (1972, приз за лучший короткометражный фильм Панафриканского международного кинофестиваля в Уагадугу, 1973), «Превратности судьбы» С. Рандрасаны (1973) и др.
С середины 1970-х гг. правительство Д. Рацираки поставило кинематограф под идеологический контроль, но предприняло ряд мер для развития национального кинопроизводства и кинопроката: создавались студии и кинолаборатории, расширялась сеть государственных кинотеатров. В 1976 г. создано Малагасийское управление кино и телевидения (l’Office Malgache du Cinéma et de la Télévision), с 1978 г. – Малагасийское управление кино (l’Office Malgache du Cinéma, OMC); с 1986 г. – Cinémédia.
С середины 1980-х гг. кино на Мадагаскаре переживало упадок в связи с политической и экономической нестабильностью. Фильмы середины 1980-х – 1990-х гг. показывались редко и в основном по телевидению: «Дахалу, Дахалу…» Рамампи (1984, вышел на экраны в 1990), «Цена мира» А. Ракутузанани (1987), «Волнения» Р. Радзаунаривелу (1988, совместно с Францией, специальное упоминание Международного кинофестиваля в Таормине, 1988), «Флейта» К. Маршаны (1997).
Ежегодно в стране выходит на экраны до 60 короткометражных и 1–2 полнометражных игровых фильма; большинство из них снимаются частными кинопроизводителями. С 2000-х гг. национальное кинопроизводство частично субсидирует государство, создан Фонд поддержки малагасийского кинематографа (Fonds de Soutien au Développement de la Création et de la Production Cinématographique Nationale), в 2014 г. преобразованный в Office Malagasy du Cinéma (полное название – Office Malagasy du Cinéma et de l'Image Animée). В 2011 г. для содействия кинопроизводству создан частный фонд SERASARY.
Основные киножанры – игровое, документальное, анимационное кино.
Первый малагасийский короткометражный анимационный фильм «На стенах города» («Sur les murs de la ville», 2004, режиссёр Ф. М. Разафиндраламбу) был представлен на Международном фестивале анимационных фильмов в г. Анси (Франция) в 2004 г.
Игровые фильмы создаются в содружестве с кинематографистами Франции, Австралии, Норвегии, Мексики, США, ЮАР, Канады, Австралии, Бразилии, Микронезии и других стран. Большинство документальных лент посвящены злободневным экологическим проблемам: вырубке реликтовых лесов, загрязнению вод океана, исчезновению редких видов животных, а также истории страны.
В 1999 г. режиссёр А. Абела снял фильм «Макибефо» (по мотивам трагедии У. Шекспира «Макбет»), в 2004 г. – «Сули» (по мотивам трагедии Шекспира «Отелло»).
Через неправительственную организацию Т-Movie Международный фонд культурного разнообразия ЮНЕСКО реализует проект по формированию национальных кадров для кинопроизводства на Мадагаскаре.
Большинство кинотеатров принадлежат частным владельцам и находятся в городах и крупных населённых пунктах. Помимо демонстрации фильмов, помещения используются для проведения религиозных служб и общественных мероприятий. В небольших городах фильмы часто демонстрируют в импровизированных кинотеатрах.
В начале 21 в. с развитием цифровых технологий и в связи с экономическим ростом и поддержкой государства, национальное киноискусство переживает подъём. Среди фильмов 2010–2020-х гг.: «Четыре года спустя» («4 ans après», 2017, документальный, короткометражный, режиссёр Ж.-А. Мельвилль), «Хаингосоа» («Hаingosoa», 2018, Мадагаскар – Франция, драма, режиссёр Э. Жубо), «Ночь конца времён» («La nuit de la fin des temps», 2019, Мадагаскар – Франция, ужасы, короткометражный, режиссёр К. Ракутумамуньо), «Захо Зай» («Zaho Zay», 2020, Мадагаскар – Франция – Австрия, документальный, режиссёры М. Ранайвужауна, Г. Тиллер), «Джо» (2022, триллер, режиссёр З. Тахиана Хариминусун). Действие анимационного фильма «Мадагаскар» происходит на одноимённом острове.
С начала 2000-х гг. проводятся международные кинофестивали: Madagascourt (2006; с вручением награды «Золотой зебу» за лучший документальный, лучший анимационный, лучший игровой фильмы, приза зрительских симпатий), фестиваль короткометражных фильмов (нерегулярно, с 2015).