Мадагаскар. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Мадагаска́ра. Экономика Мадагаскара в значительной степени опирается на сферу услуг, доля которой в ВВП составляет 56,4 % (2020; 49,8 % в 2019). В сфере услуг в 2020 г. заняты 27,2 % экономически активного населения, лидируют транспортные услуги (18 %) и торговля (10 %). Другие важные секторы – банковский, телекоммуникационный, туристический (2020).
Финансовая система
Эмиссией национальной валюты с 1973 г. занимается Центральный банк Мадагаскара (малагасийск. Banky Foiben'i Madagasikara, франц. Banque Centrale de Madagascar; до 1976 – Центральный банк Малагасийской Республики; в 1963–1973 – Малагасийский эмиссионный институт), который осуществляет руководство и надзор над всей банковской системой страны, ведёт кассовое исполнение государственного бюджета, кредитует государство, хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, предоставляет им кредиты, регулирует уровень процентной ставки по кредитам.
Кроме Центрального, в банковскую систему входят 11 коммерческих банков; большинство являются филиалами маврикийских или французских банков, либо африканских кооперативных кредитно-сберегательных объединений и инвестиционных институтов. Общий актив банковского сектора составляет около 3,8 млрд долл. США (2020).
В 2020 г. доля населения, имеющего доступ к сберегательным счетам в коммерческих банках или к системам мобильных платежей, составляет 18 % и остаётся низкой по региональным стандартам (средний показатель для Африки южнее Сахары – 43 % в 2020). Лишь 7 % сельского и 25 % городского населения пользуются банковскими услугами. 41 % малагасийских домохозяйств не имеют доступа к финансовым услугам.
Все виды страхования на Мадагаскаре осуществляют государственные компании Ny Havana (1968) и Assurances Réassurances Omnibranches (ARO, 1935); частные компании ASCOMA Madagascar (1952), Assurance MAMA (1968). Объём страховых операций в 2018 г. сравнительно невелик: активы страховых компаний составляют 1,52 % ВВП, из которых около ⅔ – страхование транспортных средств. На долю операций по страхованию жизни приходится 0,11 % ВВП (2018), по прочим видам страхования – 0,35 % ВВП. Параллельно действует т. н. национальная касса социального страхования, которая обслуживает свыше 300 тыс. человек.
Внутренняя торговля
На розничную торговлю приходится 44 % сферы услуг малагасийской экономики (2018).
Преобладают небольшие магазины шаговой доступности, доля которых во внутренней торговле достигает 97 %. Доля традиционных рынков (Аналакели, Исутри, Анусибе, Андравуаханги и др.) составляет 20 %. Близость магазина или рынка к месту проживания потенциального потребителя и уровень цен являются наиболее важными факторами для принятия решения о покупке. Крупные сети супермаркетов Мадагаскара обычно применяют более высокую коммерческую наценку по сравнению с развитыми странами, вследствие меньшей экономии за счёт масштаба и конкуренции. Основными крупными сетями, действующими в стране, являются Score, Leader Price, Supermaki (Франция), Shoprite (Южно-Африканская Республика), Horizon Ivato, Sogecoa (Китай), Courts (Маврикий).
Телекоммуникационная система
Регулирование коммуникационных технологий в Мадагаскаре осуществляет государственное агентство ARTEC (Autorité de Régulation des Technologies de Communication; 2015). Обновлённая инфраструктура через спутниковую связь обеспечивает контакт с изолированными населёнными пунктами и экономическими анклавами и их включение в национальную сеть.
Система мобильной связи существует в Антананариву, Туамасине, Анцирабе. Действуют 4 оператора (2018): Airtel (1997), Orange (1998), Gulfsat (2001), Telma Mobile (2006). В стране насчитывается 15,9 млн абонентов сотовой связи (2020; 7,7 млн в 2010; 0,5 млн в 2005; 0,1 млн в 2000). Число абонентов стационарных телефонных линий составляет 73,7 тыс. (2019; 69 тыс. в 2018; 186,2 тыс. в 2009). Плотность стационарной телефонной сети составляет 0,09 (2021), что ниже среднего уровня в Африке южнее Сахары.
Интернет-пользователи составляют 15 % населения (2018). Основной интернет-провайдер – компания Telma (1896; Антананариву; предоставляет доступ в сеть с 1995). На 1 тыс. человек приходятся 2,5 компьютера (2018). С соседними африканскими государствами Мадагаскар связан оптоволоконными кабелями; развивается спутниковая связь.
Туризм
Мадагаскар обладает большим ресурсным потенциалом для развития туризма. В его основе – протяжённая береговая линия с пляжами и природными достопримечательностями (коралловыми рифами). Привлекательны для туризма и объекты, внесённые в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО: укреплённая королевская резиденция на холме Амбухиманга (Рува Амбухиманга), Природный заповедник Цинги-де-Бемараха, Влажные тропические леса Ацинананы (объединяет 12 охраняемых участков в 6 заповедниках и национальных парках на востоке Мадагаскара).
Большое разнообразие флоры и фауны Мадагаскара благоприятно для развития экотуризма, на долю которого в мире приходится 9,7 % доходов всего международного туризма (2019).
В начале 2010-х гг. национальные парки и заповедники страны (Анкарана, Анкарафанцика, Андрингитра, Бемараха, Исалу, Масуала, Монтань-д’Амбр, Нуси-Таникели, Ранумафана) ежегодно посещало свыше 150 тыс. туристов, 76,5 % из них – иностранцы.
Несмотря на богатый потенциал для туризма, по индексу туристической привлекательности Мадагаскар занимает 121-е место из 136 (2017).
Валютные поступления от туристической отрасли Мадагаскара – 202 млн долл. (2020; 951 млн в 2019; 239 млн в 2004; 106 млн в 1995). В туризме занято 6,9 % рабочей силы (2020; 9,9 % в 2019), а включая задействованных в отрасли опосредованно – 12,5 %.
Число иностранных туристов в Мадагаскаре составляет 87,1 тыс. человек (2020; 486 тыс. в 2019; 360 тыс. в 2018). Туристы прибывают в основном из следующих стран: Франция (17 %), Италия (14 %), Реюньон (6 %), Германия (3 %), Маврикий (2 %). Средняя продолжительность пребывания туристов в стране составляет 22 дня (2017).
В стране насчитывается 1,5 тыс. отелей (2020). Около трети гостиниц находится в Антананариву; другие регионы с развитой гостиничной инфраструктурой – Анциранана, Туамасина, Тулиара. На Мадагаскаре действует свыше 1 тыс. туристических агентств, из них около 50 – национальные.