Лопасть воздушного винта
Ло́пасть возду́шного винта́, основная рабочая часть воздушного винта, с помощью которой при вращении создаётся положительная или отрицательная тяга. Лопасть винта имеет профилированную часть, называемую пером, комель (цилиндрический участок комлевой части лопасти винта) и прикомлевую часть – переход от пера к комлю.
Основные геометрические характеристики лопасти винта показаны на рисунке 1, их зависимости от относительного радиуса – на рисунке 2. Выбор геометрических характеристик определяется назначением винта, условиями его работы, требованиями аэродинамики, прочности, крутильной и изгибной жёсткости, а в отдельных случаях и технологией изготовления. По форме в плане лопасть винта может быть эллиптической, прямоугольной, трапециевидной, с прямой или изогнутой осью. В последнем случае лопасть винта называется саблевидной, применяется для уменьшения волновых потерь при больших скоростях полёта и снижения уровня шума.
По конструкции лопасти винта бывают пустотелыми (лонжеронные и безлонжеронные) и сплошными, могут изготовляться из дерева, дуралюмина, стали и композиционных материалов. Поверхности лопастей винта защищаются от внешних воздействий различными покрытиями (оксидные и полимерные плёнки, лаки, краски). С целью предотвращения льдообразования передняя кромка лопасти винта на 30–40 % по длине и 15–20 % по ширине защищается противообледенительными устройствами.