Лейти ди Вашконселуш Жозе
Ле́йти ди Вашконсе́луш Жозе́, Жозе Лейти ди Вашконселуш Перейра ди Мелу (José Leite de Vasconcelos Pereira de Melo) (7.7.1858, Уканья, округ Визеу, провинция Бейра-Алта, ныне в регионе Центр, субрегионе Визеу-Дан-Лафойнш – 17.5.1941, Лиссабон), португальский филолог, этнограф и археолог, один из основателей португальской этнографии и диалектологии. Член-корреспондент Бразильской Академии языка и литературы (1931–1941).
Ж. Лейти ди Вашконселуш родился в аристократической семье в районе, где процветало виноделие и сохранялись многие старинные обычаи. Там же начал учёбу (местный священник учил его латинскому, а родной дядя – французскому языку). С юности он имел привычку заносить в записные книжки свои мысли и наблюдения.
В 18 лет, когда его семья разорилась, Ж. Лейти ди Вашконселуш уехал в Порту, где работал секретарём в лицее и одновременно учился в медико-хирургической школе, специализируясь сначала по естественнонаучному направлению, потом по медицине. Однако в 1886 г. он окончил обучение с дипломным сочинением «Эволюция языка: антропологический очерк», отмеченное премией как лучшая выпускная работа (что свидетельствует и о широком подходе к обучению и свободе выбора тематики исследований в школе). Оно касалось научных областей, которыми он впоследствии занимался всю жизнь.
Проработав короткое время врачом в г. Кадавал (в окрестностях Лиссабона) Ж. Лейти ди Вашконселуш получил в 1888 г. должность хранителя Национальной Библиотеки Португалии (которую занимал до 1911). Там же он читал публичные курсы (по нумизматике, философии), одновременно некоторое время преподавал в лицее.
В этот период Ж. Лейти ди Вашконселуш начал выпускать Revista Lusitana, издававшийся в течение более полувека (в 1887–1943; с 1981 издание возобновлено под названием Revista Lusitana, Nova Série), и сыгравший важную роль в развитии португальской этнографии и филологии. Ранее, ещё в 1880 г., он стал одним из основателей журнала O Pantheon: revista de sciencias e lettras, в 1882 г. основал Anuário para o estudo das tradições populares portuguesas.
В 1890-е и 1900-е гг. Ж. Лейти ди Вашконселуш преимущественно занимался филологией. В этот «библиотечный» период он обучался в Сорбонне и в 1901 г. защитил там диссертацию – «Очерк португальской диалектологии» (ставший первой обстоятельной работой по этой теме), а также опубликовал ряд важных трудов по филологии и лингвистике. Помимо диалектологии (к которой примыкает изучение связей португальского и галисийского языков, а также исследование мирандского, в чём он также стал пионером), основными темами филологических исследований Ж. Лейти ди Вашконселуша были история языка, ономастика (антропонимика), а также народный театр, песни, сказки, которые он собирал, старинные рукописи, найденные в зарубежных хранилищах и изданные им (например, в Лейдене и Вене им были обнаружены, идентифицированы и затем впервые опубликованы средневековые рукописи – соответственно, «Песнь о св. Вере из Ажена» и «Книга Эзопа») биографические очерки о португальских филологах и лингвистах.
В этот же период вышла одна из главных этнографических работ Ж. Лейти ди Вашконселуша – трёхтомник «Религии Лузитании» (посвящённый истории религиозных верований на территории Португалии с палеолита до 20 в.). В 1893 г. он основал Португальский этнологический музей (где занимал должность директора до 1929). Музей, в дальнейшем разместившийся в здании монастыря Жеронимуш (с 1900), был задуман именно как этнологический, чтобы показать происхождение и традиции португальского народа. Со временем, однако, в нём стала преобладать археологическая тематика (с 1989 – Национальный археологический музей имени доктора Лейти ди Вашконселуша).
Ж. Лейти ди Вашконселуш уделял особое внимание археологическим исследованиям. Он вёл активные изыскания (раскопки памятников доримского времени, например святилища лузитанского божества Эндовеллика, римского города Конимбрига и др.), издавал журнал O Arqueólogo Português (1895–1931), и именно по археологии он был приглашён в качестве действительного профессора во вновь созданный Лиссабонский университет (1911–1929).
Этот момент стал важной вехой в биографии учёного. После революции 1910 г., помимо старого Университета Коимбры были основаны новые университеты в Лиссабоне и Порту. Ж. Лейти ди Вашконселуш, имевший опыт чтения курсов в Национальной библиотеке и лицее, был приглашён в Лиссабонский университет и покинул библиотеку. Кроме археологии, он преподавал классическую филологию, старофранцузский язык, нумизматику и эпиграфику. В этот период он также опубликовал ряд работ по этнографической тематике.
Ж. Лейти ди Вашконселуш принимал участие, наряду с другими авторитетными филологами, в работе комиссии по реформе португальской орфографии, также инициированной революцией и вступившей в силу в 1911 г.
В 1929 г. по возрасту он оставил должности профессора университета и директора музея, но продолжил активно заниматься большими научными проектами и прежде всего монументальным трудом «Португальская этнография» (при жизни учёного вышло три тома из десяти, последующие были подготовлены к изданию его учениками М. Виегашем Геррейру и О. Рибейру) и малыми, частными темами. Почти до самой смерти он активно проводил полевые исследования и собирал материал.
Научный подход Ж. Лейти ди Вашконселуша имел две отличительные черты. Во-первых, это глубокое изучение частных, конкретных тем (например, таких сюжетов, как использование знака «звезды Давида», жеста фиги или кукиша, история ношения бороды в Португалии и т. п.) и через них понимание более общих явлений. Во-вторых, непосредственная полевая работа – в отличие от многих своих предшественников-этнографов и фольклористов, которые непосредственно не общались с «простонародьем», Ж. Лейти ди Вашконселуш постоянно ездил, наблюдал, слушал, собирал; у него сложилась огромная сеть контактов от простых крестьян в горных деревнях до крупнейших интеллектуалов своего времени из разных стран.
Ж. Лейти ди Вашконселуша отличали самоотверженность и увлечённость наукой, огромное трудолюбие и творческая плодовитость. Десятки его книг и сотни статей были опубликованы при жизни учёного, но после смерти их вышло в несколько раз больше. Помимо это, он оставил крупнейшее в Португалии частное эпистолярное наследие (более 24 тыс. писем почти 4 тыс. корреспондентов, опубликованных в 1999). В личном плане вёл крайне скромный, аскетический образ жизни, не имел семьи и детей. Также писал стихи, имевшие популярность среди читателей.