Ледорез
Ледоре́з, 1) конструкция, предназначенная для защиты быков гидротехнических сооружений и русловых опор мостов от повреждений льдом во время ледохода и предотвращения ледовых заторов. Также служит ледозащитным сооружением акватории портов (при слабых ледоходах). Различают ледоходы отдельно стоящие (выносные) из свай или ряжей и объединённые в одну общую конструкцию с защищаемым сооружением. Основной элемент ледореза (нож) представляет собой клин с наклонным или вертикальным верховым ребром, острый угол которого направлен против течения. Боковые грани клина могут иметь плоские или криволинейные очертания. Ледорез воспринимает навал ледового поля, ломает его и направляет в пролёты моста (плотины). Расстояние от опор отдельно стоящих ледорезов зависит от скорости течения реки и назначается с таким расчётом, чтобы разломанные льдины не могли заплыть за ледорез и удариться об опору. Ширину ледореза принимают равной ширине опоры или несколько большей. Ледорезы опор в пойме реки имеют более лёгкую конструкцию, чем в русле. На реках с особенно интенсивными ледоходами устанавливают аванпостные ледорезы на 30–50 м выше по течению реки для расчленения больших ледовых полей.
2) Судно ледового плавания, применявшееся в конце 19 – начале 20 вв. Название произошло от способа преодоления ледового сопротивления (разрезание льда и раздвигание его в стороны). Форма корпуса ледореза характеризовалась, в отличие от ледоколов, бо́льшим отношением длины к ширине (в 5-6 раз), острой носовой оконечностью, отсутствием резко выраженного подъёма носа и кормы.