Ларссон Стиг
Ла́рссон Стиг (Stieg Larsson; Карл Стиг-Эрланд Ларссон, Karl Stig-Erland Larsson; в 1974 изменил имя Stig на Stieg во избежание путаницы с тёзкой С. Х. Ларссоном) (15.8.1954, Шеллефтео – 9.11.2004, Стокгольм), шведский писатель, журналист, общественный деятель.
Сын Эрланда Ларссона, художника ежедневной газеты Västerbottens-Kuriren. Из-за материальных трудностей в семье до 1962/1963 г. воспитывался бабушкой и дедушкой по материнской линии в посёлке Могглиден (муниципалитет Нуршё, лен Вестерботтен), затем переехал в Умео к родителям, у которых к тому времени родился ещё один сын. В начале 1970-х гг. ушёл из семьи и жил самостоятельно.
В 1972 г. в Умео, на собрании членов Объединённых групп FNL (De förenade FNL-grupperna) – шведского движения в поддержку Национального фронта освобождения Южного Вьетнама – познакомился с Э. Габриэльссон, ставшей в дальнейшем его спутницей жизни. В 1970–1980-х гг. активист Социалистической партии Швеции (Svenska socialistiska partiet, до 1982 Коммунистическая рабочая лига, Kommunistiska arbetarförbundet).
В 1979–1997 гг. графический дизайнер шведского информационного агентства Tidningarnas Telegrambyrå (после 2013 TT Nyhetsbyrån). В 1980-х гг. редактор журнала Fjärde Internationalen («Четвёртый интернационал»), автор еженедельной газеты Internationalen («Интернационал»).
В 1981 г. вместе с Э. Габриэльссон посетил освобождённую Гренаду, где они встретились с деятелями революционного правительства, в том числе с М. Бишопом; по возвращении на родину участвовали в создании организации шведско-гренадской солидарности.
В 1982 г. Ларссон работал корреспондентом британского антифашистского журнала Searchlight. В 1995 г. возглавил Expo Foundation – фонд для противодействия распространению крайне правых, расистских и нацистских взглядов среди молодёжи. В 1995 г. основал одноимённый журнал, с 1999 г. и вплоть до смерти занимал должность главного редактора.
Общественно-политические взгляды Ларссона нашли отражение в его книгах «Правый экстремизм» («Extremhögern», 1991, в соавторстве с А.-Л. Лодениус, род. 1958), «Шведские демократы: национальное движение» («Sverigedemokraterna: den nationella rörelsen», 2001), «Шведские демократы: взгляд изнутри» («Sverigedemokraterna från insidan», 2004, обе – в соавторстве c М. Экманом, род. 1980) и др.
Журналистские расследования и статьи Ларссона на темы правого экстремизма, насилия над женщинами, гомофобии, расизма, убийств чести вышли книгой «Другая сторона Стига Ларссона: статьи и другие тексты», 2011 («En annan sida av Stieg Larsson: artiklar och andra texter», в рус. пер. 2013 – «Неизвестный Стиг Ларссон. С чего начинался "Миллениум"»).
Ранние художественные произведения Ларссона, созданные в конце 1960-х – начале 1970-х гг., – научно-фантастические рассказы «Кристальные пули» («Kristallkulorna», не издан), «Мухи» («Flugorna», не издан), «Супермозг» («Superhjärnan», 2014, рус. пер. 2015) и др.
В 1970–1980-х гг. издавал фанзины: «Сфера» («Sfären», создан в 1972–1973), «FIJAGH!» (создан в 1974–1977, оба – вместе с Р. Форсгреном), «The Magic Fan» (создан в 1980, вместе с Э. Габриэльссон) и др. В 1978–1979 гг. член правления, в 1980 г. председатель Скандинавского общества научной фантастики.
Мировую – посмертную – известность Ларcсону принесла романная трилогия «Миллениум» («Millennium»), объединённая общим криминальным сюжетом и главными героями. По словам писателя (Svensk Bokhandel. 2004. № 18/4), над созданием серии детективов он впервые задумался в конце 1990-х гг., когда работал в Tidningarnas Telegrambyrå. По изначальному замыслу, главными персонажами должны были стать сыщики-близнецы, однако в дальнейшем их место заняли журналист Микаэль Блумквист и девушка-хакер Лисбет Саландер, вдохновлённые героями книг для детей А. Линдгрен – Калле Блумквистом и Пеппи Длинныйчулок.
В первом романе, «Мужчины, которые ненавидят женщин» («Män som hatar kvinnor», 2005; премия Барри, 2009 и 2010; премия «Стеклянный ключ», 2006; в рус. пер. 2009 – «Девушка с татуировкой дракона»; экранизирован Н. А. Оплевом в 2009, Д. Финчером в 2011), Блумквист и Саландер воссоздают картину преступления 40-летней давности – пропажу внучатой племянницы промышленного магната Вагнера. В ходе расследования герои оказываются вовлечены как в финансовые и политические интриги, так и в семейные тайны шведских неонацистов. На примере родословной Вагнера показана закулисная история Швеции (с середины 20 в. до современности), где процветают профашистские идеи и насилие над женщинами. Актуальность последней темы подтверждают статистические сводки, предшествующие каждой части романа: «18 % женщин Швеции хоть раз подвергались угрозам со стороны мужчины», «13 % женщин Швеции подвергались формам сексуального насилия за рамками сексуальных отношений» и др.
Во второй части, романе «Девушка, которая играла с огнём» («Flickan som lekte med elden», 2006, рус. пер. 2010; экранизирован Д. Альфредсоном в 2009), Блумквист расследует дело о серийном убийстве журналистов, изучавших каналы поставки в Швецию секс-рабынь из Восточной Европы, в котором Саландер, жертва заговора спецслужб, становится главной подозреваемой. В заключительной части, романе «Воздушный замок, который взорвался» («Luftslottet som sprängdes», 2007; премия «Стеклянный ключ», 2008; в рус. пер. 2010 – «Девушка, которая взрывала воздушные замки»; экранизирован Д. Альфредсоном в 2009), Блумквист с коллегами противостоят секретному отделу службы государственной безопасности Швеции и добиваются освобождения Саландер, помещённой в психиатрическую клинику по решению ложной судебной экспертизы. В результате героине удаётся отомстить своим врагам – как криминальным элементам, желавшим ей смерти, так и продажным правительственным органам.
По словам Ларссона, в отличие от многих современных детективов, обращённых к событиям жизни нескольких персонажей, он стремился показать общество «извне» и максимально полно (цит. по: Svensk Bokhandel. 2004. № 18/4). Отсюда – большое количество действующих героев и затронутых социальных тем, актуальных и поныне. В трилогии «Миллениум» автор последовательно развенчивает представление о Швеции как передовой стране с высоким уровнем жизни и социальной защиты. Вместо всеобщего благоденствия он показывает такие проблемы шведского общества, как произвол властей и олигархов, сексизм, всеобщее лицемерие и др.
Социальная направленность произведения, мрачные картины шведских реалий, а также противоречивые образы главных героев выдержаны в традициях скандинавского нуара. Так, Саландер наделена острым умом, сильной волей и независимым характером, при этом она асоциальна и порой жестока. Борясь с преступностью, героиня проявляет мастерское владение оружием и навыками хакера. Блумквиста, профессионального журналиста и детектива, отличают хорошая интуиция и внимательность, однако зачастую он не может контролировать свои эмоции, неразборчив в связях с женщинами.
Ныне романы трилогии «Миллениум» – одни из самых популярных книг в мире, написанных шведским автором (на 2022 продано свыше 100 млн экземпляров примерно в 50 странах). С 2015 г. одна из улиц в Шеллефтео, родном городе Ларссона, носит название Лисбет Саландер (Lisbeth Salanders gata).
Изначально Ларссон планировал написать серию из 10 книг, однако успел завершить лишь три (незаконченная рукопись 4-го романа на 2022 не издана). В 2013 г. издательство Norstedts предложило Д. Лагеркранцу написать сиквел «Миллениума», на что тот согласился. Так в свет вышли романы-продолжения: «То, что нас не убивает» («Det som inte dödar oss», 2015; в рус. пер. 2015 – «Девушка, которая застряла в паутине»; экранизирован Ф. Альваресом в 2018), «Мужчина, который искал свою тень» («Mannen som sökte sin skugga», 2017; в рус. пер. 2017 – «Девушка, которая искала чужую тень»), «Та, которая должна умереть» («Hon som måste dö», 2019; в рус. пер. 2019 – «Девушка, которая должна умереть»).
C 2009 г. в Швеции ежегодно вручается премия Стига Ларссона (Stieg Larsson-priset) за пропаганду идей демократии и прав человека. Награда, учреждённая издательством Norstedts, отцом и младшим братом Ларссона, присуждается человеку или организации и составляет 200 тыс. шведских крон. Среди лауреатов – основанный Ларссоном журнал Expo (2009), российский математик и правозащитник С. А. Ганнушкина (2013).
В 2012 г. семья писателя основала фонд Стига Ларссона (Stieg Larssons stiftelse), цель которого – «расширение знаний и укрепление основных демократических ценностей, главным образом в сфере свободы слова и мнений». Организация выделяет гранты на образовательные и исследовательские проекты, оказывает поддержку тем, кто подвергался насилию и дискриминации.