Корниенко Нелли Ивановна
Корние́нко Не́лли Ива́новна (23.5.1938, Москва – 9.5.2019, там же), российская актриса, народная артистка РСФСР (1974).
В 1959 г. окончила Театральное училище имени М. С. Щепкина [курс Г. Н. Дмитриева; ныне Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина] и была принята в труппу Малого театра (состояла в труппе до 2011). Дебютировала в роли Нины («Карточный домик» О. Н. Стукалова, 1959, ввод). Выигрышные внешние данные, сценическая культура и благородная манера исполнения позволили Корниенко уже с первых лет пребывания в Малом театре с успехом играть ведущие роли в произведениях отечественной и зарубежной драматургии: леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда), Саша («Иванов» А. П. Чехова), Лиза («Неравный бой» В. С. Розова; все – 1961, ввод), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1963), Нина («Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1963, ввод), Соня («Дачники» М. Горького, 1964), Нинучча («Рождество в доме синьора Купьелло» Э. Де Филиппо, 1965), Наташа («Волшебное существо» А. П. Платонова и Р. И. Фраермана, 1967), Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги» А. Н. Островского, 1970, ввод).
Впоследствии мастерство, точность и вместе с тем свобода в выборе изобразительных средств определили основное амплуа Корниенко – героини. Для её игры характерны чёткость и завершённость сценического рисунка, продуманность и тщательность разработки роли: Оля («Так и будет» К. М. Симонова, 1970), Докица («Птицы нашей молодости» И. Друцэ, 1972), Эмилия Марти («Средство Макропулоса» К. Чапека, 1973), Инкен Петерс («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1974, ввод), Марья Львовна («Дачники» Горького, 1974, ввод), Джулия («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Эмма Герберт («Берег» по роману Ю. В. Бондарева, 1978), Лиза Кислых («Картина» по роману Д. А. Гранина, 1983), Роксана («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1983), Людмила («Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова, 1983), Лиза Протасова («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1984), Джозиана («Человек, который смеётся» по роману В. Гюго, 1986), Ольга («Игра» Бондарева, 1987).
В 1988 г. в восстановленном спектакле «Вишнёвый сад» Чехова (1982, режиссёр И. В. Ильинский, режиссёр возобновления В. Я. Мартенс) исполнила роль Раневской, ставшую одной из значительных в биографии актрисы.
Со временем актёрская палитра Корниенко обогатилась новыми красками – острохарактерность проявилась в ролях Марии Александровны Москалёвой («Дядюшкин сон» по повести Ф. М. Достоевского, 1992), неординарным решением отмечен образ царицы Марии Григорьевны («Царь Борис» А. К. Толстого, 1993).
Среди ролей: Александра Фёдоровна («…И Аз воздам» С. А. Кузнецова, 1990), Графиня Альмавива («Преступная мать, или Второй Тартюф» П. Бомарше, 1994), королева Маргерета («Король Густав Васа» А. Стриндберга, 1999).
Последняя роль Корниенко – Анна Кеннеди («Мария Стюарт» Шиллера, 2006).
Снималась в кино: Анестиса Ленье («Ловцы губок», 1960), Татьяна («Наш дом», 1965), Лена («Свидание с молодостью», 1982). Работала на телевидении – Делия Мун (телефильм «Скандальное происшествие в Брикмилле», 1980), Ботвинская (сериал «Непредвиденные визиты», 1991). Участвовала в фильмах-спектаклях (в том числе снятых по одноимённым произведениям из её театрального репертуара).
В 1980–1988 гг. преподавала в Высшем театральном училище (институте) имени М. С. Щепкина.
Награждена орденами Дружбы народов (1989), Почёта (1999).