Клин Кельвина
Клин Ке́львина, характерная форма стационарного волнового возмущения в виде клина, возникающая за движущимся по поверхности воды судном. Впервые математически описан в 1887 г. лордом Кельвином (У. Томсоном). Половину угла раствора клина Кельвина называют углом Кельвина (см. рисунок 1).
Для волн на глубокой воде (размер источника много меньше глубины) этот угол составляет около 19,5° и не зависит от скорости движения судна (см. рисунок 2).
Последнее является следствием дисперсии волн на глубокой воде: для таких волн групповая скорость в 2 раза меньше фазовой скорости.
Для других типов волновых движений (волн на малой глубине, гравитационно-капиллярных волн и др.) картина зависит от скорости источника и величина угла Кельвина может меняться в широком диапазоне значений. Картина волн на воде разбивается на сумму т. н. дивергентных (расходящихся) и трансверсальных (поперечных, распространяющихся в направлении, близком к направлению движения источника) волн, распределение энергии между которыми существенно зависит от скорости движения судна, его формы и глубины воды.
Если скорость судна превышает максимальную фазовую скорость для данной глубины, клин Кельвина трансформируется в клин Маха, определяемый отношением фазовой скорости волн к скорости судна. При этом в волновом следе остаются только дивергентные волны. Возникающая картина волн на воде является двумерным аналогом конуса Маха для акустических волн.