Херпен Ирис ван
Хе́рпен И́рис ван (Iris van Herpen) (род. 5.6.1984, Вамел, муниципалитет Вест-Мас-эн-Вал, провинция Гелдерланд), нидерландский дизайнер одежды.
В юности занималась классическим балетом. Училась на факультете дизайна одежды Школы искусств ArtEZ в Арнеме (2002–2006), одновременно стажировалась у А. Маккуина и К. Йонгстры. В 2007 г. основала собственную марку Iris van Herpen в Амстердаме, в 2008 г. на Амстердамской неделе моды показала первую коллекцию – Chemical Crows, новаторские наряды из подрагивающих при ходьбе спиц от детских зонтиков.
Ван Херпен работает на стыке высокой моды (с использованием традиционной для неё кропотливой ручной работы) и науки, её коллекции похожи на эксперименты в сфере научной фантастики. Ван Херпен – один из первых дизайнеров, кому удалось успешно применить 3D-печать в моде. Она задействует компьютерное моделирование, лазерную резку, комбинирует натуральные и синтетические материалы, сотрудничает с архитекторами, художниками, учёными. Источники её вдохновения – актуальные проблемы физики, биологии, химии и искусства, а также многообразные явления природного мира. Важным фактором при создании коллекций для ван Херпен становятся вдохновлённые занятиями балетом эстетика и функции движения человеческого тела, её цель при этом – создать «метафорические» отношения между движением, формами тела и одеждой.
Коллекция Crystallization (2010; совместно с нидерландским архитектурным бюро Benthem Crouwel и немецким архитектором Д. Видригом) посвящена различным состояниям воды; в неё вошло платье с ореолом в виде водных брызг из прозрачного полиэтилентерефталата. В 2011 г. ван Херпен была принята в Парижский синдикат высокой моды и с этого момента показывает коллекции дважды в год на Парижской неделе моды. Дебютировала коллекцией Capriole (осень/зима 2011–2012; совместно с бельгийским архитектором И. Блохом): в моделях использована технология быстрого прототипирования, включая скелетообразное платье из полиамида, созданное по технологии селективного лазерного спекания (SLS).
Каждая коллекция предлагает нетривиальную трактовку научных сюжетов, природных и физических явлений как на уровне используемых технологий и материалов, так и на уровне эстетики. Вдохновлённая сделанными с помощью электронного микроскопа фотографиями С. Гшмайсснера коллекция Micro (весна/лето 2012; совместно с английским дизайнером шляп С. Джонсом, нидерландским дизайнером Б. Хессом и И. Блохом) предлагала взглянуть на мир микроорганизмов. Платье Symbiosis из коллекции Hybrid Holism (осень/зима 2012–2013) вдохновлено фракталами в работах канадского художника Ф. Бисли и изготовлено совместно с архитектором Ю. Кёрнер, с использованием технологии стереолитографии. Темой коллекции Voltage (весна/лето 2013; совместно с Бисли и дизайнером Н. Оксман) стала визуализация энергии электричества; среди моделей – платья с трёхмерным кружевом и из зеркальной фольги. Ван Херпен также работает с темой оптических иллюзий, передавая пограничные состояния сознания. Так, в коллекции Lucid (весна/лето 2016) она исследовала феномен осознанных сновидений и создала платья с чехлами-экзоскелетами из соединённых гибкими трубками прозрачных шестиугольных элементов, а также платья-фантомы, напоминающие крайне тонкий тюль. Коллекция Hypnosis (осень/зима 2019–2020; обе: совместно с Бисли) вдохновлена кинетическими скульптурами Э. Хоу и посвящена цикличности процессов в биосфере. Разработанная совместно с Бисли техника позволила создать при помощи плоттерной резки десятки тысяч миниатюрных волн из атласа, которые постоянно рассекают поверхность платья при движении, открывая кожу под ним.
Звук и воздух стали темами коллекций Seijaku (осень/зима 2016–2017) – с платьями, имитирующими эффект влажной кожи или же выполненными из прозрачных силиконовых пузырьков, – и Aeriform (осень/зима 2017–2018; совместно с Ф. Бисли). Природные и созданные человеком ландшафты стали основой для коллекции Ludi Naturae (весна/лето 2018; совместно с нидерландским скульптором П. Гентенаром), где используются техники «Foliage» (3D-печать непосредственно на ткани) и Data Dust (параметрические узоры искажены с помощью компьютерных программ, вырезаны лазером из пеноматериала, закреплены на едва видимом шёлковом тюле). Темой коллекции Sensory Seas (весна/лето 2020) стали морские организмы и нейронные сети, а источником вдохновения – работы нейробиолога С. Рамон-и-Кахаля. Среди применённых техник – Labrynthine (сделанные методом 3D-лазерной резки из шёлка дендриты скреплены с листвой из органзы и вручную нашиты на перламутровые экзоскелеты, также изготовленные методом лазерной резки).
В составе коллекций также создаёт обувь, в том числе в сотрудничестве с брендом United Nude (туфли Fang на многочисленных каблуках в форме клыков, коллекция Micro).
Помимо коллекций от-кутюр, ван Херпен создаёт сценические костюмы: для видеоклипа на песню Бейонсе «Mine» (2014), для фотографий Бьорк на обложке альбома «Biophilia» (2011) и для её концертного тура Cornucopia (2019), для К. Бланшетт на Каннском кинофестивале (2018), Леди Гаги для вручения премии MTV Video Music Awards (2020) и др. Дизайнер также разработала костюмы для героини фильма «Люси» Л. Бессона (2014), постановок балетов хореографа Б. Мильпье и композитора Н. Мьюли «Neverwhere» (2013, «Нью-Йорк сити балле», театр Дэвида Коха, Нью-Йорк) и «Clear, Loud, Bright, Forward» (2015, Парижская опера), балета «Kreatur» (2017, хореограф С. Вальц, культурный центр Radialsystem V, Берлин), оперы «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (2018, режиссёры Д. Жале, С. Л. Шеркауи и М. Абрамович, Фламандская опера, Антверпен). Совместно с Нидерландским национальным балетом снят короткометражный фильм «Биомимикрия» (2020, режиссёр Р. Макдэниелс). Для Центра биоразнообразия Naturalis в Лейдене (2019, архитектурное бюро Neutelings Riedijk Architects) ван Херпен создала эскизы для бетонных рельефов на фасаде и в атриуме по мотивам естественно-научной коллекции этого учреждения.
Премия Вермеера (2017; Нидерланды).