Хакон Добрый
Ха́кон До́брый (др.-исл. Hákon góði; Хокон Добрый, норв. Håkon den gode), Хакон Воспитанник Адальстейна (др.-исл. Hákon Aðalsteinsfóstri; лат. Nutricius Halstani; норв. Håkon Adalsteinsfostre), Хакон I, король Норвегии (около 935 – около 961). Младший сын норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого и Торы по прозвищу Жердинка с Мостра, женщины из знатного западнонорвежского рода, рабыни конунга.
Главными источниками для биографии Хакона Доброго являются посвящённые ему тексты в своде «Красивая кожа» и в «Круге Земном» Снорри Стурлусона, а также включённая в них стихотворная поэма скальда 10 в. Эйвинда Погубителя Скальдов под названием «Речи Хакона»; неконкретные сведения о Хаконе имеются в латинских текстах 12 в., составленных скандинавскими авторами, – в анонимной «Истории Норвегии» и в «Истории о древних норвежских королях» Теодорика Монаха, а также в написанном тогда же на древненорвежском языке «Обзоре саг о норвежских королях».
В 10-летнем возрасте Хакон был отдан отцом на воспитание королю Этельстану (Адальстейн; король Уэссекса в 924–927, король Англии 927–939). Данный факт современная историческая наука рассматривает как доказательство попытки установления Харальдом Прекрасноволосым, незначительным норвежским правителем, дипломатических связей с иностранными государями с целью признания себя на международной арене и создания антидатского союза.
Возможно, Хакон был крещён в Англии и обучался в аббатстве Гластонбери (графство Сомерсет). Норвежская знать, недовольная политическим курсом старшего брата Хакона, Эйрика Кровавой Секиры, направленным на укрепление единоличной власти конунга, признала права Хакона Доброго в качестве наследника отца. Вернувшись на родину, Хакон заключил договоры с ярлами Северо–Западной Норвегии (Трёндалаг), а также областей Мёре и Ромсдал, был признан конунгом над теми землями Западной Норвегии, которые некогда подчинялись его отцу, и изгнал Эйрика из страны. «Сага о Хаконе Добром» связывает с его именем начало централизованного местного управления, когда наряду с традиционными судами небольших районов в Норвегии были учреждены новые судебные и законодательные собрания, Гулатинга и Фростатинга (около 950). Им подчинялось население сразу нескольких крупных регионов, а сами они находились под совместным контролем норвежской знати и королевской власти.
Хакон Добрый известен как первый правитель Норвегии, который рассматривал введение христианства как часть внутренней политики и средство установления контактов с соседними христианскими странами. По археологическим данным, в середине 10 в. в Норвегии заметно изменяются похоронный обряд и ритуальный погребальный инвентарь, в котором встречаются нательные кресты, в чём усматривают известное распространение христианского учения. Стремление Хакона сделать новую для норвежцев религию государственной и с учётом этого перестроить свои отношения со знатью натолкнулось на её сопротивление. Вероятно, именно при Хаконе Добром в Норвегии началось церковное строительство, появились организованные общины христиан. Приверженность Хакона Доброго к новой религии проявилась в отказе испробовать на языческих ритуальных пирах кушанья из конины, которое суеверно считалось недопустимым употреблять в пищу христианам в обычное, т. е. неголодное, время (согласно одной версии, конунг лишь разинул рот над дужкой котла, в котором варилось яство из конского мяса, обернув её платком, или под нажимом окружающих съел несколько кусков конской печёнки), а также испить из кубков, подносимых ему и посвящённых языческим богам. Понимая невозможность отказаться от подобных традиций, Хакон Добрый осенял кубки крестным знамением, что оказалось не по нраву собравшимся. Это было объяснено его союзником и при этом ревностным язычником ярлом Сигурдом из Трёндалага как совершение конунгом над сосудами «знака Тора» (амулет, обозначавший атрибут этого скандинавского бога, «молот Тора», и напоминающий перекрестье, по форме близок к христианскому кресту), что не послужило к удовлетворению друг другом как самого Хакона, так и его подданных-язычников. Согласно саге, последних также не устраивало насаждение Хаконом Добрым постов и запрета на труд по воскресным дням. Также население северо-западной Норвегии убивало священников и разрушало христианские храмы, видя в насаждении конунгом христианского образа жизни отказ от установленных законов и обычаев страны.
Хакону Доброму приписывается реформирование разобщённого военно-морского ополчения (ледунга), которое было превращено им в регулярный флот: подвластные конунгу владения, в том числе не примыкающие непосредственно к морю, разбивались на «корабельные округа», население которых было обязано строить и снаряжать корабли, поставлять людей в экипажи, снабжать их всем необходимым для похода. Эти преобразования связываются с тем, что Хакон Добрый был вынужден бороться против захватнических планов короля Дании Харальда Синезубого (правил в 965 – около 987) по присоединению Норвегии к своим владениям под предлогом возвращения власти над ней племянникам Хакона, сыновьям Эйрика Кровавая Секира. Датский правитель поддерживал многочисленные вторжения последних в Норвегию, завершившиеся решающей битвой в местности Фитьяр (около 961), в которой Хакон Добрый получил смертельное ранение.
По преданию, конунг был похоронен на землях королевской усадьбы Сейм.