Казарес Мария
Казаре́с Мари́я (франц. Maria Casarès; Мария Виктория Касарес Перес, исп. María Victoria Casares Pérez) (21.11.1922, Ла-Корунья, Испания – 22.11.1996, Ла-Вернь, Франция), французская актриса.
В 1936 г. вместе с отцом, С. Касаресом Кирогой, эмигрировала во Францию. В 1942 г. окончила Парижскую консерваторию (курс драматического искусства) и поступила в театр «Матюрен». В дальнейшем играла в различных театрах Парижа («Комеди Франсез», Национальный народный театр, театр «Атеней», ныне театр имени Луи Жуве). Прославилась как трагическая актриса. Среди лучших ролей: Виктория («Осада» А. Камю, 1948), Грушенька («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому, 1945), Мария Тюдор («Мария Тюдор» В. Гюго, 1955), Федра («Федра» Ж. Расина, 1957).
В кино дебютировала в фильме М. Карне «Дети райка» («Les Enfants du Paradise», 1945). Уникальное умение быть психологически убедительной не только в мелодраматических историях, но и в отвлечённо-символических, философски усложнённых произведениях принесло актрисе славу в фильмах «Дамы Булонского леса» («Les Dames du Bois de Boulogne», 1945), «Пармская обитель» («The Charterhouse of Parma», 1948), «Орфей» («Orphée», 1950), «Завещание Орфея» («Testament of Orpheus», 1960). Театральная манера игры, акцентировавшая особое внимание на мимике, жестах, культуре пауз и искусстве произнесения текста (актриса читала текст за кадром в фильмах «Герника», «Сады Господа», «Иероним Босх»), сочеталась с тонким пониманием кинематографической поэтики. Продолжая активно выступать на сцене (некоторые спектакли были перенесены на телевидение: «Макбет» и «Гамлет» У. Шекспира, 1959; «Британник» Ж. Расина, 1977; «Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1981; «Служанки» Ж. Жене, 1985), вновь обратила на себя внимание как киноактриса, исполнив роль в фильме «Чтица» («La lectrice», 1988), где игра Казарес была проникнута язвительной постмодернистской иронией и интеллектуальным юмором.
Последний раз снялась в кино в трагикомедии «Чужая Америка» («Someone Else's America», 1995).