Литераторы

Каваками Хироми

Кавака́ми Хиро́ми (川上弘美; урождённая Ямада Хироми, 山田弘美) (род. 1.4.1958, Токио), японская писательница.

В 1970-е гг. работала редактором в журнале японской научной фантастики NW-SF. В 1980 г. окончила женский университет Отяномидзу по специальности «биология», с 1982 г. до замужества (1986) учительница биологии в средней и старшей школе в Токио. Писательством начала заниматься во второй половине 1970-х гг. В 1980 г. в NW-SF вышел рассказ «Груды» (累累), в следующем номере опубликован рассказ «Двукрылые» (双翅目, под фамилией Ямада).

 Первая публикация под фамилией Каваками – сборник рассказов «Медвежий бог» (神様, 1994). Заглавная новелла сборника (русский перевод 2001), повествующая о дружбе девушки и её соседа, говорящего медведя, принесла писательнице популярность. Рассказ был переписан в 2011 г. после аварии на атомной электростанции «Фукусима-1» и издан под названием «Медвежий бог 2011» (神様, 2011). Сюжет сохранился неизменным, однако в него были добавлены мотивы экологической катастрофы. Так, люди, которых героиня и медведь встречают по пути к реке, в отличие от первоначальной версии, одеты в защитные костюмы и маски, вокруг не видно ни одного ребёнка, перед сном героиня записывает в дневнике не события прошедшего дня, а полученные дозы радиации. 

В центре сборника рассказов «Наступить на змею» (; , 1996) – переплетение реального и таинственного в обыденной жизни. Заглавная новелла сборника рассказывает о женщине по имени Хивако, случайно наступившей на змею в парке, а затем обнаружившей её у себя дома; змея выдаёт себя за мать главной героини. Сюжет отсылает к японским легендам о змеях-оборотнях, при этом традиционные элементы используются, чтобы привлечь внимание к проблемам современности – отчуждённости и непониманию в человеческих взаимоотношениях.

Роман «Тонуть» (溺れる, 1999; литературная премия имени Ито Сэя, 2000; премия за лучшее произведение женской литературы, 2000) – история мужчины и женщины, пустившихся в бега и постепенно утративших цель своего путешествия, переставших понимать причины побега. Согласно названию романа (с япон. 溺れる буквально – отдавать себя целиком, погружаться с головой), главный герой теряет себя, полностью растворяясь в желаниях и стремлениях загадочной подруги.  Роман «Портфель учителя» (, , 2001; одноимённый телефильм, 2003, режиссёр Кудзэ Тэрухико) повествует о любви молодой женщины и пожилого мужчины, её бывшего учителя. Рассказы сборника «Дворец морского царя» (龍宮, 2002), балансируя на грани обыденного и мистического, обращаются к проблемам взаимоотношений, поиска корней и места в мире. Так, главная героиня заглавного рассказа (русский перевод 2003) пытается осознать себя через связь с прошлым, общаясь с прабабкой Ито, загадочным полумифическим существом. Новелла «Любовь и приключения Нисино Юкихико» (ニシノユキヒコの恋と冒険, 2003; экранизация 2014, режиссёр Игути Нами) – романтическая история о мужчине и его многочисленных пассиях, которые в финале оставляют главного героя, несмотря на то что он воплощает образец идеального возлюбленного.

Сюжет романа «Манадзуру» (; премия министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии в области искусства, 2007; русский перевод 2012) строится вокруг поисков главной героиней, Кэй, пропавшего много лет назад мужа. Постепенно отдаляясь от семьи и близких, Кэй начинает регулярно посещать курортный городок Манадзуру, в котором границы между реальным и фантастическим размываются. Благодаря общению с призраками Манадзуру героине удаётся примириться с собственным прошлым и утратой мужа.

Роман «Голос воды» (, премия , 2015) отличается сложной временной структурой и состоит из разрозненных фрагментов воспоминаний главной героини Мияко о жизни её семьи, связанных центральным эпизодом – смертью матери. Переживая травмирующее событие и одновременно погружаясь в запутанную историю семьи, героиня в финале обретает собственный голос, определяет своё место в стремительно меняющемся мире.

Сборник из 14 коротких научно-фантастических рассказов «Берегись большой птицы» (大きな鳥にさらわれないよう, 2016, литературная премия имени Идзуми Кёка, 2016), которые по духу часто сравниваются критиками с работами , повествуют о мире, продолжающем своё существование после гибели человечества. 

Роман «Некто» (某, 2019) – ещё одна история о метаморфозах и сосуществовании людей и мифических антропоморфных существ. «Третья любовь» (三度目の恋, 2020) – роман о девушке, которая периодически погружается в мир грёз и странствует по Японии времён эпох Эдо и , где встречается со знаменитым японским поэтом и героем-любовником . Ранее Каваками Хироми перевела на современный японский язык повесть (2016), автором которой считается Аривара.

Произведения Каваками Хироми выдержаны в духе бытописательской прозы, для которой характерны низкая динамика повествования и малая событийность, внимание на атмосферности, антураже, концентрация на внутренних переживаниях персонажей. Писательница часто использует метод , следуя, по собственному признанию (), установкам и . Прослеживаются в её работах и элементы гротескного реализма, в сочетании с мистическими образами создающие специфическую картину мира. Основная тема – женщина и её самоидентификация в условиях психологически тяжёлого события (смерть близких, потеря любимого, разрушение семьи). Также писательница нередко обращается к экологической тематике: вопросы загрязнения окружающей среды, проблема межвидового взаимодействия человека и животных.

Автор литературно-критических статей, эссе, стихотворений.   

Награждена Медалью с пурпурной лентой за вклад в развитие науки и искусства Японии (2019).

  • Современные японские писатели