Карбюратор
Карбюра́тор (франw. carburateur), устройство для приготовления из лёгкого жидкого топлива (главным образом бензина) и воздуха дозированной горючей смеси (карбюрации) и регулирования её подачи в двигатели внутреннего сгорания (ДВС) с внешним смесеобразованием.
По направлению воздушного потока карбюраторы делятся на три группы: с падающим (нисходящим) потоком, восходящим и горизонтальным. Карбюраторы с нисходящим потоком получили преимущественное распространение на автомобильных ДВС. Карбюратор соединён трубопроводом с впускными каналами головки цилиндров.
Простейший карбюратор состоит из:
воздушного патрубка с заслонкой, позволяющей регулировать подачу воздуха в карбюратор (например, при запуске холодного двигателя уменьшается подача воздуха, для обогащения топливовоздушной смеси);
поплавковой камеры с поплавком, запорный клапан которой регулирует подачу топлива и поддерживает в ней постоянный уровень;
жиклёра (калиброванное отверстие, дозирующее расход жидкости или газа);
распылителя;
смесительной камеры и
Топливо поступает из бензобака в поплавковую камеру, далее через жиклёр в распылитель, вытекая из которого раздробляется струями воздуха, засасываемого в цилиндр ДВС при движении поршня в такте впуска, распыляется, частично испаряется и образует в смесительной камере горючую смесь.
Количество горючей смеси, поступающей в цилиндры ДВС, а следовательно, и его мощность регулируется дроссельной заслонкой. При переходе от одного режима работы двигателя к другому, если карбюратор не обеспечивает требуемого изменения состава горючей смеси, применяются двух- или четырёхкамерные карбюраторы.
Для обеспечения необходимого качества состава смеси на всех режимах работы в карбюраторах предусмотрены дозирующие устройства с автоматическим регулированием:
главное дозирующее устройство (обеспечивает подачу топлива в ДВС при движении автомобиля со средними скоростями);
переходная система (работает в переходном режиме между холостым ходом и работой главного дозирующего устройства);
насос-ускоритель (осуществляет впрыск дополнительного топлива при резком открывании дроссельной заслонки для предотвращения остановки ДВС и перебоев в его работе при разгоне);
экономайзер (предназначен для подачи дополнительного количества топлива при работе ДВС под нагрузкой и полностью открытой дроссельной заслонке).
Главные достоинства карбюраторов: простота конструкции, низкая стоимость ремонта и обслуживания. В большинстве современных автомобилей вместо карбюраторов используются инжекторы.