Камён гык
Камён гык (가면극), корейский традиционный народный театр масок.
Возник в период до 7 в. н. э. Ему предшествовали ритуальные танцы в масках «тхальчхум» (обязательный элемент древних обрядов, в основе которых – аллегорическое воспроизведение мифологических событий, явлений природы, трудовых процессов), традиция которых сложилась в период Трёх государств (1 в. до н. э. – 7 в. н. э.). Среди широко известных образцов «тхальчхум» – танец с мечом «Пляска Хван Чана» (исполнитель выступает в маске юного силлаского воина, изображая его подвиги, о которых рассказывается в «Записках во сне – о Восточной столице» Мэн Юаньлао); «Песня и танец Чхоёна» (конец 9 в.), изображающие борьбу героя со злым духом, «Тэмён» – танец в золотой маске, «Сокток» – танец в фиолетовых масках, «Санье» – танец львов и др. Представления камён гыка были адресованы широкому кругу зрителей и рассказывали о героических подвигах и знаменательных событиях корейской истории («Сандэ гык», «Подвиги Ха Гонджина» и др.). Танец в них сочетался с диалогами актёров. В камён гыке выделяется жанр ухи – сатирических острокомедийных уличных представлений. Главными объектами осмеяния были чиновники, сборщики налогов, буддийские монахи, феодалы.
В 16 в. одним из выдающихся актёров и драматургов камён гыка был Хви Сэк – создатель остросатирических комедий («Возмущение слуги Но Бона», «Подношение даров» и др.). Число персонажей доходило до 25 («Мунхо», «Градоначальник Денихена покупает седло», «Домок денеса» и др.). До 18 в. тексты пьес не записывались, актёры (квандэ) импровизировали на основе сценария. Квандэ владели искусством танца, сценического жеста, пения, звукоподражания.
Представления камён гыка популярны и на рубеже 20–21 вв. (в них высмеиваются видные политические деятели, бизнесмены, чиновники).