Камерун. Кинематограф
Кинемато́граф Камеру́на. До 1960-х гг. в Камеруне вели съёмки иностранные режиссёры (в том числе французский режиссёр Ж.-Ж. Жене, снимавший учебные фильмы для французской армии). Национальный кинематограф развивался с 1962 г., разножанровые картины снимались на английском и французском языках. Первые работы кинематографистов Камеруна – документальные фильмы «Там-там в Париже» Т. Сита-Белла («Tam Tam à Paris», Thérèse Sita-Bella, 1963), «Большой дом бамилеке» Ж.-П. Нгасса («La Grande Case Bamiléké», Jean-Paul Ngassa, 1965) – носили этнографический характер.
Развитию национального киноискусства способствовало создание при Министерстве информации отдела по делам кино (Département de l'information du ministère de l'Information sur les affaires cinématographiques, 1966) и Фонда развития кинопроизводства (Fonds de développement de la production cinématographique, 1973).
Многие кинематографисты страны получают специальное образование за рубежом, преимущественно во Франции. Центральная тема большинства фильмов – проблемы африканского общества, столкновение традиционного уклада жизни с требованиями нового времени. Среди режиссёров – Ж.-П. Диконге-Пипа [Jean-Pierre Dikongué Pipa; «Верните мне отца» («Rendez moi mon père», 1966), «Цена свободы» («Le Prix de la liberté», 1978)]; Д. Камва [Daniel Kamwa; «Наша дочь» («Notre Fille», 1980), «Тотор» (Totor, 1994), «Властный круг» («Le Cercle des pouvoirs», 1997)]; Ж.-П. Беколо [Jean-Pierre Bekolo; «Квартал Моцарт» («Quartier Mozart», 1992), «Кровоточащие» («Les Saignantes», 2005)].
На рубеже 20–21 вв. кинематографисты Камеруна также работают на телевидении, участвуют в создании совместных кинолент: «Шоколад» К. Дени («Chocolat» Claire Denis, 1988), «Фрагмент жизни» Ф. Вукоаше («Fragments de vie» François Woukoache, 1999), «Каникулы дома» Ж.-М. Тено («Holidays at home» Jean-Marie Teno, документальный, 2000), «Мбутуку» В. Вийо («Mbutuku» Victor Viyuoh, 2002), «Плантация плантатаров» Д. Эйстейна Янга – младшего (Eystein Young Dingha Junior), «Сёстры в законе» Ф. Айиси, К. Лонджинотто («Sisters in Law», Florence Ayisi, Kim Longinotto, документальный, Камерун – Великобритания, 2005); «Кунди и национальный четверг» А. А. Атоджи («Koundi et le Jeudi national» Ariani Astrid Atodji, документальный, 2011); «Президент» Беколо («Le président», историко-биографический, 2013) и др. В 2003 г. совместно с представителями индустрии из Нигерии разработан кинопроект «Предложение мира» (Peace proposal), предусматривавший долговременное совместное производство с участием известных актёров и режиссёров обеих стран.
Среди фильмов последних лет: «Злоупотребление доверием» Н. Нкваи («Breach of Trust» Nkanya Nkwai, драма, Камерун – Великобритания, 2017); «Тернистый путь» Н. Романус («Bed of Thorns» Ngang Romanus, драма, 2018); «Терапия» А. Нвунембом, М. Д. Тенинг («Therapy» Anurin Nwunembom, Musing Derick Tenn, драма, 2020); «Закон судьбы» К. МакКланг («La Loi Du Destin» Kely McClung, триллер, Камерун – США, 2021); «Соглашение» Ф. Т. Л. Малле («Lʼaccord» Frank Thierry Lea Malle, драма, 2022); «Призрак Боко Харам» С. Рейнгу («Le spectre de Boko Haram» Cyrielle Raingou, документальный, Камерун – Франция, 2023).
В 2004 г. началось формирование Национальной гильдии актёров Камеруна (National Actors Guild Of Cameroon, Nagcam; официально зарегистрирована в 2010), в 2008 г. создана Организация киноиндустрии Камеруна (Cameroon Film Industry Incorporated, CFI).
Крупные киностудии: Radikal Graphix, Studio de Production et de Montage Audio-Video Double T, Studio 44, Abyl – в Яунде; PromaxFusion, Dante Fox Entertainment, Sideman Vision – в г. Дуал.