Иранская ядерная программа
Ира́нская я́дерная програ́мма, комплекс научно-производственных мероприятий по развитию атомной энергетики в Иране.
Развитие ядерной программы Ирана
Иран начал развивать свою ядерную программу во 2-й половине 1950-х гг. при поддержке США. Сотрудничество между странами осуществлялось в рамках программы Д. Д. Эйзенхауэра «Атом для мира». 5 марта 1957 г. между Ираном и США был подписан договор о сотрудничестве (пролонгирован в 1969 на 10 лет) в области мирного использования атомной энергии, заложивший основу иранской ядерной программы. С 1958 г. Иран стал членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в 1963 г. присоединился к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В 1967 г. США поставили в Тегеранский ядерный научный центр (основан в 1959 указом Мохаммеда Резы Пехлеви при Тегеранском университете) исследовательский ядерный реактор бассейнового типа мощностью 5 МВт вместе с урановым топливом высокого обогащения (93 %), а также горячие камеры для выделения плутония.
В 1968 г. правительство Ирана подписало Договор о нераспространении ядерного оружия (ратифицирован в 1970), позволивший Ирану развивать ядерную программу в обмен на обязательство не приобретать ядерное оружие; в 1974 г. руководство страны приняло план развития атомной энергетики: предусматривалось в течение 20 лет построить 23 ядерных энергоблока (общей мощностью 23 ГВт) и создать замкнутый ядерный топливный цикл.
Для реализации плана в 1974 г. М. Р. Пехлеви учредил Организацию по атомной энергии Ирана (ОАЭИ). В 1974–1977 гг. были подписаны соглашения о строительстве ядерных реакторов с немецким предприятием Kraftwerk Union (мощностью 1300 МВт вблизи г. Бушир) и французской фирмой Framatom (мощностью 950 МВт неподалёку от г. Ахваз). После Исламской революции в Иране 1979 г. отношения с западными странами ухудшились, строительство Бушерской и Ахвазской атомных электростанций было приостановлено. В 1980-х гг. по причине ирано-иракской войны и на фоне двукратного падения цен на нефть (главный источник доходов Ирана) развитие атомной энергетики отошло на второй план.
В 1990-х гг. стремление Ирана восстановить отношения с прежними партнёрами (Германией, Францией и др.) или заручиться поддержкой других государств (Китай, Россия и др.) в развитии атомной промышленности в стране не привели к успеху: под давлением США страны, способные экспортировать ядерные установки и технологии, отказались от возможного сотрудничества. В этой связи Иран был вынужден развивать атомную отрасль, опираясь в основном на собственные силы.
В период правления президента Ирана Мохаммада Хатами (1997–2005) страна взяла курс на улучшение отношений с западными странами: между правительством Хатами и «европейской тройкой» (Франция, Германия и Великобритания) были заключены Саадабадский договор (2003) и Парижское соглашение (2004) о временном приостановлении Ираном работы по обогащению и переработке урана.
Махмуд Ахмадинежад, сменивший в 2005 г. на посту президента М. Хатами, отменил прежние договорённости с «европейской тройкой», заявив о праве Ирана на создание полного ядерного цикла: в январе 2006 г. запущен процесс обогащения урана на заводе в г. Нетензе, в августе 2006 г. открыт завод по производству тяжелой воды в г. Эрак, в 2009 г. начато строительство подземного ядерного объекта Форду и т. д.
В 2006–2010 гг. с целью повлиять на правительство М. Ахмадинежада и добиться выполнения ранее взятых обязательств Совет Безопасности ООН принял 6 резолюций с требованиями к Ирану прекратить деятельность по обогащению и переработке урана, из них 4 предусматривали введение и ужесточение санкций в отношении этой страны. В 2010–2012 гг. Иран подвергся целой серии односторонних санкций, в первую очередь со стороны США и ЕС: запрет на техническую помощь в развитии иранской нефтяной и газовой промышленности, нефтяное эмбарго, блокировка счетов Центрального банка Ирана в европейских банках, отключение Ирана от системы всемирных межбанковских финансовых каналов связи и т. д.
В 2013 г. Хасан Роухани, сменивший на посту президента М. Ахмадинежада, взял курс на снижение напряжённости вокруг иранской ядерной программы. В рамках подписанного 11 ноября 2013 г. «Совместного заявления о рамках сотрудничества» с МАГАТЭ Иран гарантировал своевременное предоставление агентству информации о своих ядерных объектах. 24 ноября 2013 г. по итогам совместных переговоров в Женеве правительства Х. Роухани с Россией, США, Китаем, Великобританией, Францией и Германией был подписан Совместный план действий (СПД) сроком на полгода (вступило в силу 20 января 2014, срок его действия был дважды продлён – до 24 ноября 2014 и до 30 июня 2015). Согласно СПД Иран взял на себя обязательства прекратить обогащение урана свыше 5 %, уничтожить все запасы обогащённых до 20 % ядерных материалов и остановить строительство новых ядерных центров в обмен на «разморозку» части иранских активов и ослабление санкций, серьёзно препятствовавших развитию экономики.
Совместный всеобъемлющий план действий
В 2014–2015 гг. в ходе продолжившихся переговоров правительства Х. Роухани с Россией, США, Китаем, Великобританией, Францией и Германией сторонам удалось согласовать 14 июля 2015 г. в Вене итоговый Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе; он был одобрен 20 июля 2015 г. Советом Безопасности ООН (Резолюция № 2231) и 18 октября 2015 г. вступил в силу. Начало практической реализации СВПД стало возможным после представленного генеральным директором МАГАТЭ Амано Юкией доклада от 16 января 2016 г., подтверждающего, что Иран привёл свою ядерную программу в соответствие с СВПД. На основании достигнутого соглашения Иран взял на себя обязательства: оставить не более 5060 центрифуг на заводе по обогащению ядерного топлива в г. Нетензе; поддерживать запасы урана с обогащением до 3,67 % на уровне, не превышающем 300 кг; не обогащать уран на подземном ядерном объекте Форду; прекратить реализацию ядерной программы в военных целях и т. д. В обмен на реализацию Ираном положений СВПД, стороны соглашения обязались поэтапно снять ранее введённые санкции с Ирана. СВПД предусматривает, что в случае нарушения Ираном своих обязательств санкции будут восстановлены в полном объёме после рассмотрения данного вопроса Совместной комиссией СВПД.
8 мая 2018 г. президент Д. Трамп объявил о выходе США из СВПД и восстановлении экономических санкций, обвинив Иран в нарушении требований соглашения: развитии баллистической ракетной программы, поддержке террористических групп и т. д. 8 мая 2019 г. в ответ на введённые в одностороннем порядке американские санкции Х. Роухани уведомил участников СВПД о поэтапном сокращении ранее взятых на себя обязательств до возращения Вашингтона в ядерную сделку.
2 декабря 2020 г. иранский парламент принял закон «Стратегические действия по отмене санкций и защите прав нации», запрещающий допуск инспекторов ООН на ядерные объекты Ирана и предписывающий правительству возобновить программу обогащения урана до 20 %, если санкции в отношении страны не будут ослаблены в течение двух месяцев. Закон был принят в ответ на убийство 27 ноября 2020 г. физика-ядерщика Мохсена Фахризаде, в котором Иран обвинил спецслужбы Израиля.
С апреля 2021 г. в Вене ведутся очные переговоры Ирана с Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией с целью восстановить иранское ядерное соглашение в его первоначальном виде. Представители государств – участников СВПД также проводят отдельные консультации с делегацией США без участия Ирана.