Инноватор в образовании
Иннова́тор в образова́нии (англ. innovator in education), актор, генерирующий и продвигающий собственные идеи или принимающий нововведения, открытый новому опыту, готовый идти на риск, инициативный, обладающий воображением и креативностью. Деятельность инноватора в образовании направлена на улучшение результатов и эффективности обучения, на выравнивание доступа широких слоёв населения к качественному образованию, на повышение эффективности управления системой образования в соответствии c актуальными потребностями современного общества.
Инноваторы в образовании могут быть внутренними (школьные учителя, воспитатели, управленцы, специалисты высшей школы и среднего профессионального образования) и внешними (предприниматели, родители, стартаперы, в том числе представители технологических компаний) в зависимости от их формальной аффилиации с образовательной системой.
Внутренний инноватор – это педагог, способный последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом гарантированных качественных результатов (Сиддикова. 2017). Вынужденная инновационная деятельность, связанная с экстренным переходом на дистанционный формат обучения и преподавания в период пандемии COVID-19 искусственно увеличила число инноваторов среди российских учителей (Королёва. 2023). Процесс распространения инновации в контексте пандемии уравнял всех участников образовательного процесса, размыв границу между инноваторами и отстающими (Rogers. 1962) с точки зрения скорости адаптации нового формата, т. к. ситуация фактически не подразумевала возможности сопротивления инновациям.
Инноваторы в вузах – это студенты старших курсов, выпускники вузов, аспиранты, научные сотрудники и преподаватели, способные генерировать идеи и доводить их до релизации. Инноватор в образовании должен уметь критически мыслить, работать в команде, иметь знания и умения предпринимательской деятельности и обладать такими личностными качествами как креативность, коммуникабельность, владение иностранными языками, умение представить результаты выполненной работы и защитить их, владеть современными технологиями, быть в курсе новейших научно-технических достижений (Черникова. 2013).
Внешние инноваторы в образовании часто рассматриваются как социальные предприниматели, которые, реализуя инновационную деятельность, воспринимают прибыль не как цель, а как средство для достижения общественно значимого эффекта (Dees. 2003). Внешние и внутренние инноваторы играют важную роль в построении образовательной «экосистемы» являясь «узлами» между её элементами и содействуя их взаимодействию.
При этом внешние и внутренние инноваторы в образовании представляют единую группу и сильно отличаются от среднестатистического россиянина своими ценностями и мотивацией (Koroleva. 2017. С. 69–83). Для этой группы характерно стремление к принятию риска, самостоятельность и ориентированность на ценность универсализма и благожелательности. Инноваторам свойственна открытость новому и активная жизненная позиция, они не рассчитывают на защиту со стороны окружающих или государства и готовы преодолеть трудности. Деятельность внешних и внутренних инноваторов стимулируется четырьмя типами мотивов: социальным, самореализации, а также статусным и финансовым. Несмотря на то что существует стереотип, что внешние инноваторы делают образовательные проекты, чтобы заработать, а внутренние – чтобы улучшить систему, исследования показывают, что от участия в инновационных проектах все инноваторы ждут реализацию всех четырёх мотивов в комплексе.