Языковой формат знания
Языково́й форма́т зна́ния (формат представления знания в языке), определённая форма представления знаний о мире в языке (форматирование знаний с помощью единиц языка).
Со структурной и с содержательной точек зрения выделяется 2 основных типа форматов языковой репрезентации знаний – концептуально-простые и концептуально-сложные (Н. Н. Болдырев). К концептуально-простым форматам относятся концепты, которые имеют элементарные структуру и содержание: чувственный образ, схема, представление, понятие, прототип и т. п. Элементарность этих концептов проявляется в том, что они могут быть описаны исчисляемым набором определённых взаимосвязанных и достаточно предсказуемых характеристик. Например, основные характеристики прототипа ПТИЦА – наличие двух крыльев, двух ног, клюва, оперения, откладывание яиц. В языке этот формат обычно представлен отдельным словом.
Концептуально-сложные форматы подразделяются на несколько видов форматов, которые традиционно называют концептуальными структурами: 1) структуры стереотипного знания, включающие обязательные и факультативные компоненты и их основные характеристики; 2) структуры знания категориального формата (языковые категории); 3) структуры многоаспектного знания (когнитивные матрицы).
Структуры стереотипного знания – это, например, фрейм, сценарий или пропозиция (см. в статье Когнитивная лингвистика). Они объединяют несколько взаимосвязанных концептов, ассоциированных с определённой единицей языка (например, ТЕАТР – фрейм, СЦЕНА, СПЕКТАКЛЬ, КАССА, БУФЕТ – ассоциированные с ним концепты, ПОХОД В ТЕАТР, ПОКУПКА БИЛЕТОВ – сценарии), отличаются высокой степенью стереотипности и, в свою очередь, могут быть также описаны исчисляемым набором характеристик. Типичная пропозиция, например, включает ПРЕДИКАТ и стереотипный набор его аргументов: АГЕНС, ПАЦИЕНС, ИНСТРУМЕНТ и т. д. (см. также статью Семантическая роль). К этому виду форматов относятся все многокомпонентные концептуальные структуры, которые объединяют несколько концептов на основе их простого соподчинения.
Два других вида концептуальных структур интегративные. Они характеризуют нестереотипное знание, которое представляет собой результат интеграции концептов (категориальное знание) или концептуальных областей (многоаспектное знание) в единую концептуальную структуру – единицу знания. Например, категория времени, которая интегрирует в себе понятия момента речи, предшествования, одновременности, следования, знание способов их языковой репрезентации в том или ином языке, знание типа категории и принципа её формирования (инвариантно-вариантный, прототипический и т. д.).